Постоянно слышу: образование мало что значит для последующих успехов человека, троечники нередко куда талантливее отличников.

В связи с этим меня заинтересовало — чем отличаются политические завоевания и социально- экономические достижения хорошо образованных и не слишком образованных российских правителей. В двадцатом веке у власти в Росии, как известно, стояли и те, и другие.

Ленин был безусловным отличником — примерный, аккуратный ученик с пятёрками по всем предметам, кроме логики, в итоге — золотая медаль гимназии. Учился на юридическом факультете Казанского университета, экстерном окончил юридический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета. Талантлив в словесности, в философии, в теории государства. Автор сотен оригинальных научных и публицистических работ — редкий случай для властной элиты. Совершил уникальную революцию, создал не имеющее аналогов государственное устройство. И все это — за очень короткое время. Несомненный политический гений, добрый или злой — зависит от усмотрения.

Сталину не удалось окончить Тифлисскую духовную семинарию, был отчислен с пятого курса, но не за неуспеваемость. По многочисленным свидетельствам он был очень одарён, способен и к словесности, и к математике, писал стихи на грузинском, ещё тогда нашедшие своих ценителей. Сталин тоже совершил уникальное политическое преобразование — построил первый в мире тоталитаризм, задав стратегию развития страны на долгие годы и образец для подражания многим народам. При нем была проведена индустриализация, развивались науки, была одержана победа в страшной войне, после чего страна за короткое время была поднята из разрухи. Какой ценой — не обсуждаю.

Хрущев окончил рабфак Донтехникума в Юзовке, дальше его учила только партийная работа. Не создал собственного политического курса. От тоталитаризма толком не ушёл и ни к чему путному не пришёл, мотался-мотылялся. Сплошные кукурузы, дарения Крыма, стуки ботинком по столу, бульдозерные выставки. Оттепель зародилась при нем, но не благодаря, а вопреки — назрела, стала социальной необходимостью.

Брежнев учился в Курском землемерно-мелиоративном техникуме и окончил вечерний факультет Днепродзержинского металлургического института. Землеустроил в СССР чугунный тупой застой. Эксплуатировал, сколько мог, экономическое наследие Сталина. Довёл страну до тупика.

Андропов окончил Рыбинский речной техникума , как водится, Высшую партшколу при ЦК ВКП (б), а потом заочно — историко-филологический факультет Карело-финского университета. Его короткое пребывание у руля власти нерепрезентативно, но от застоя вряд ли бы ушёл, тоталитаризм наверняка поддерживал бы всеми силами. Как иначе — КГБ.

О Черненко можно было бы и не упоминать, но ради интереса скажу, что он окончил школу сельской молодёжи, ту же Высшую партшколу, что и Андропов, и Кишинёвский пединститут.

Горбачёв был серебряным медалистом в школе и с отличием окончил юрфак МГУ. До Ленина, конечно, интеллектуально не дотягивал — труба пониже и дым пожиже, но в хорошем образовании ему не отказать. Он автор перестройки — революции сверху, он вольно или невольно видоизменил страну до полной неузнаваемости.

Ельцин не блистал хорошими оценками в школе, был исключён и восстановлен после того, как сам обратился в горком партии(!). Окончил строительный факультет Уральского политехнического института. Непонятно, что строил, ничего не построил, довёл страну до кризиса, после чего ретировался.

Путин окончил восьмилетку, спецшколу с химическим (!) уклоном и международное отделение юридического факультета ЛГУ. Отличником явно не был, самым большим достижением в учебе, по-видимому, следует считать, его встречу в ЛГУ с Собчаком. После университета сразу же пошёл служить в КГБ. На мой взгляд, он целенаправленно и последовательно возвращает страну в тоталитаризм.

Подведу некоторые итоги. Вопреки постоянным заявлениям о скрытых до времени талантах и пассионарности троечников, вставшие к российскому рулю бывшие пэтэушники и выпускники рабфаков, для приличия достроившие своё образование с поддержкой партии и спецслужб до квазивысшего, в государственных делах явно не преуспели. Революционные преобразования и экономические завоевания в России связаны с именами отличников Ленина и Горбачёва и склонного к наукам Сталина. Все троечники поголовно списывали и списывают тоталитаризм у даровитого Сталина, эксплуатировали и эксплуатируют достигнутые при нем экономические успехи и его политический стиль.

Похоже, одарены они не в руководстве страной, которую без войны, при великих природных и людских ресурсах доводили до застоя или даже разрухи. Проявили они свои способности в единственном предмете — продвижении себя, любимых, во власть. И успехи их — это успехи в завоевании лучших мест под российским солнцем и в умении невероятно долго защищать свою безмерную власть от таких же, как они сами, недоученных и именно поэтому очень ушлых.

Вот такой краткий однофакторный анализ.

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here