Наверняка, у каждого человека в жизни были такие моменты, когда все, что ему не попадается на глаза, говорит об одном и том же. Вот я сейчас удивительным образом натыкаюсь на фильмы и книги, в которых одной из ведущих тем обязательно является конформизм. Перечитываю «Пушкинский дом» Битова – о конформизме, смотрю «Оттепель» — о конформизме. Сходил недавно в кинотеатр на «Духless 2» — и снова конформизм. Удивительное дело. А там где речь идет о конформизме, там нередко вспоминают и политику. А «Духless 2» окрестили и позиционируют как «первый политический блокбастер». Я бы даже сказал «первый политический блокбастер на тему конформизма».
«Духless 2» странный фильм – он непонятный. Вот с первым, например, вопросов не возникало: это была «повесть о ненастоящем человеке», как когда-то окрестил Сергей Минаев свое произведение. Макс Андреев, конечно, на Печорина не тянул, но, по-своему, вполне неплохо смотрелся в роли топ-менеджера как отразителя современной русской души. Я-то лично сомневаюсь, что именно топ-менеджер – удачный пример для этого, ну да ладно, хозяин – барин. «Духless» был проще в своем самоупоительном пафосе, именно поэтому сейчас, спустя 4 года, он кажется очень наивным и даже морально устаревшим с его акцентами на гламурной жизни Москвы.
Одна из фраз, которую мы слышим в начале сиквела – это «гламур умер». Режиссер и сценаристы молодцы – осовременили все по мере возможности, вплоть до того, что в двух персонажах фильма угадываются Сердюков и его подруга – «поэтесса» Васильева. А еще все тот же Андреев работает на некую госкорпорацию «Росинновации», которая не слишком чистоплотно ведет бизнес. По большому счету, в этом и есть суть «первого политического блокбастера».
«Духless» как-то неожиданно, но вполне плавно превратился из драмы о черствости и отсутствии духовности у сильных мира сего в достаточно увлекательный, но, по большому счёту, вторичный детектив. Погони, слежки, чудесные спасения, споры за жизнь и за честь – вот почему фильм и проиграл. Потому что стал не горяч и не холоден. Но и конформизм стал обыгрываться интереснее. В первой части все было сказано в лоб: вот Макс Андреев – может поиграть в революционера, но вообще топ-менеджер и знает цену революциям, вот Юля – студентка, активистка группы «Свободные радикалы» — в свободное от учебы время занимается акциями, но когда дело дойдет до жареного, «спрыгнет». И во второй части она действительно прогнозируемо «спрыгивает», выйдя замуж за успешного бизнесмена, помогающего ей с благотворительным фондом. Первый конформизм. А вот Макс Андреев, напротив, вернувшись с Бали умудренным опытом, не только завязывает с наркотиками, но и становится честным, честнее некуда. Настоящий борец с системой. Правда, в конце фильма, сидя в машине с кем-то, напоминающим Путина, неожиданно принимает решение, от которого, как говорится, «невозможно отказаться». Кто-то уже окрестил его будущим Навальным. Бог его знает. Но факт остается фактом – такие люди, как Макс Андреев всегда будут с кем-то, да сотрудничать, даже если уверуют в свое мессианство. Натура просто такая – конформистская, принимающая условия, диктуемые миром. А мир наверняка еще не раз положит на лопатки Макса и его окружающих – в «Духless 3», например, на фоне присоединения Крыма и убийства Немцова. Проповедь конформизма еще только набирает обороты.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here