Дискуссионный клуб «Аргумент» не мог пройти мимо темы, которая аккуратно вползла на страницы саратовских изданий вслед за выборами нового градоначальника Валерия Сараева. Речь идет о выработке стратегии развитии Саратова, обсуждение которой намечено уже на самое ближайшее время. Сроки поджимают, но вот есть ли в загашнике властей припрятанный от хитроумных конкурентов и въедливых критиков план – это большой вопрос… Единственное, что можно констатировать – вопрос, несомненно, актуальный, ибо каждый из участников дискуссионного клуба умудрился внести свои пять копеек в обсуждение темы, что в условиях экономической рецессии попахивало если не подвигом, но уже чем-то героическим – однозначно.

Поскольку люди собрались ученые (во всех смыслах), то разногласий по поводу основных понятий не было. Понятно, что стратегия развития – это не «декларация о намерениях», а вполне конкретное руководство к действию. Другой вопрос, что действие действию рознь. Для одного – машину собрать, для другого – коробок спичек переложить. Как говорится, почувствуйте разницу.

И вот в определении этой самой разницы выкручивался каждый уже по-своему. Бросившийся в бой первым Сергей Миронов, как обычно воплощающий две ипостаси – и ученого, и предпринимателя, – расставил точки над i, пояснив, что стратегию надлежит придумывать общественности, а вот реализовывать ее должны профессионалы. Подобное разделение обязанностей у присутствовавших никаких возражений не вызвало, а вот отдельные нюансы создания такой стратегии привели к жарким спорам.

Прежде всего, родились сомнения относительно компетентности общественности в решении столь деликатных вопросов, как бренд города Саратова. Правда, эти сомнения решительно развеял (от имени той самой общественности), общественник Александр Ермишин, примчавшийся с опозданием, зато говорить начавший раньше многих. Не ходя вокруг, да около, он не просто обосновал необходимость учета мнения горожан (по принципу – власти меняются, а вот горожанам из этого места деваться некуда), но и сразу подкинул парочку конкретных идей, больше походивших на революционные лозунги, весьма уместные в контексте приближающейся годовщины. Конечно, имеется в виду столетие Октябрьской революции, а не более приближенное к настоящему моменту и политически правильное отмечание 80-летия Саратовской области!

В самом деле – «Зеленые зоны в 15-минутной доступности!», «От любой точки до Крытого рынка за полчаса!» Современному пролетариату (если бы он был) наверняка понравилось бы…

Главный редактор ИА «Саринформ» Денис Лебедь подошел к вопросу с исторической точки зрения. Описав основные ипостаси Саратова на протяжении его существования (крепость, торговый перевалочный пункт, промышленный центр), он пришел к выводу, что смотреть нужно не на заинтересованных в стратегии субъектов, а на объективные тенденции (как модно сейчас говорить – тренды!). Следовательно, вопрос заключается в том, каким должен быть современный российской город и на что он может надеяться в условиях секвестирования своего бюджета до прожиточно-минимальных размеров. В общем, скромнее надо быть, товарищи! Эпоха «столиц Поволжья» канула в ту самую реку забвения, которую воплощает собой оставшаяся без своей фирменной стерляди Волга… И, похоже, вынырнет она оттуда очень нескоро…

Но тут за дело взялись профессиональные политологи, которые быстро сместили акценты с конкретных предложений на политический контекст. В самом деле, не придумывать же стратегию развития за тех, кому это положено по статусу (или по должностной инструкции!). А вот вопрос о целевой аудитории стратегии – это пожалуйста! Очевидно, что продолжительность любой стратегии определяется временем политической жизни ее заказчиков. Зачастую сама потребность в ее существовании тем же и обусловлена. Из этого логически вытекает, что та самая стратегия, которая призвана, вроде бы, стать плацдармом для планомерного наступления светлого будущего в одном, отдельно взятом городе, превращается в «лакмусовую бумажку» перспективности и эффективности новоизбранных властей. По крайней мере, так случалось с завидной (или незавидной!) регулярностью вплоть до сегодняшнего момента. А готовившиеся в преддверии торжественной церемонии инаугурации очередного градоначальника стратегии теперь пылятся в каком-нибудь заброшенном шкафу или занимают еще не очищенное место в компьютерной «Корзине».

Понятно, что жить прошлым – значит, не видеть будущего. Но, с другой стороны, опыт прошлых региональных «правлений» тоже не пропьешь, да и не на что… Вся надежда, что хоть в этот раз стратегия сочиняется не ради самого сочинительства (как говаривал еще Портос из «Трех мушкетеров»: «Я дерусь, потому что я….дерусь»), а ради реального воплощения в жизнь. А из этого следует сочетание двух с трудом соотносимых друг с другом принципов – универсальность (ибо речь идет даже не об электоральном цикле, а о более длительном периоде) и прагматичность (поскольку, голословные мысли о том, каким хотел бы стать Саратов в альтернативной реальности, тоже никому не нужны).

А на худой конец – всегда остается проверенный вариант. Помнится, у Владимира Высоцкого была песня про бегуна на короткие дистанции, которого заставили бежать на длинную, что завершилось достаточно плачевно с точки зрения медальных перспектив. У авторов стратегии развития Саратова задача попроще – бежать короткую дистанцию электорального цикла в таком темпе, чтобы все подумали, будто речь идет о длинной. Славы, конечно, меньше, зато безопаснее в разы…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here