Представьте ситуацию: вы приходите на пляж, начинаете раздеваться, и тут к вам подскакивает полиция нравов и заявляет, что своим полуголым телом вы смущаете людей.

Пока вы прифигиваете от услышанного, на вас напяливают шубу и пускают на раскаленные пески. Мне кажется, вы выругаетесь. Возможно, даже матом. О нем и поговорим.
Как известно с 1 июля 2014 года действует запрет на использование мата в кино, а именно в законе «О государственной поддержке кинематографии РФ» указано, что минкульт не должен выдавать прокатные удостоверения тем фильмам, в которые сумела проникнуть нецензурщина. И вот, спустя полгода с небольшим группа кинематографистов в лице Олега Табакова, Карена Шахназарова, Никиты Михалкова, Федора Бондарчука, Сергея Мирошниченко и Константина Хотиненко пишет на имя председателя правительства РФ Дмитрия Медведева письмо с просьбой внести правки в закон. Если в общих словах передавать суть письма, то оно сводится к следующему: мат в кино допустим в тех случаях, когда помогает точнее выразить эмоцию, передать психологическое состояние героя, но не допустим, когда превращается в самоцель. Соответственно, кино в первом случае выпускать все-таки можно без цензуры, но с возрастным ограничением «18+». Разумеется, далеко не все пришли в восторг от этой инициативы.
Я думаю, всем приходилось сталкиваться с гопниками: ты с какого района, а че такой дерзкий и проч. Им всегда что-то не понравится: то волосы длинные, то цвет глаз не тот. Эти люди заточены на поиск недостатков. Не подумайте, что я попытаюсь сейчас провести аналогию с нашими Органичиками. Их мотивы иногда сложно понять. А вот кто на гопников похож, так это разного рода культурные люди. Культурные, разумеется в кавычках. Представьте, есть еще люди, которые вполне серьезно верят, что мат недопустим в искусстве, а искусство должно учить светлому, прекрасному и вообще выполнять воспитательную функцию. По моим наблюдениям такие поборники культуры нередко считают, что все самое лучшее было создано ранее, преимущественно в СССР, они не принимают авангард, но без ума от реализма. Ну и т.д. Эти люди, в принципе, не понимают, что в искусстве не должно быть запретных тем. Вообще никаких. И я имею в виду не только мат. Мат, если подумать, вещь совсем не страшная, не самая страшная. Если подумать. И искусство никому ничего не должно. Вообще. Искусство – это такой рынок, что на нем должен быть представлен без ограничений любой ассортимент, даже самый, казалось бы, неприличный. Потому что это жизнь. А искусство – это отображение и достраивание жизни. Бросайте в меня камнями, но запрещать мат в кино – это все равно что заставлять выступать оратора с кляпом во рту. Ну или, пардон, с презервативом, – для сохранения девственности вашего слуха. Бредовое сравнение? Но многим ли лучше доводы поборников культуры речи в кино? Чего им бояться? Услышать бранное слово? Так пусть не ходят на поле брани. Боятся за детей? Их ребенок услышит больше мата по дороге в кинотеатр. А в кино показывают жизнь. И если кино – это песня жизни, то надо понимать, что из песни слов не выкинешь. Мне могут возразить, что можно обходиться и без мата, что можно иными средствами достигать того же эффекта. Но разве искусство, если оно хорошее искусство, не должно проникать в тебя и бить наотмашь? Зачем ему искать обходные пути, ехать из Саратова в Москву через Воркуту? Незачем, я думаю.
Я не знаю, ругаются ли матом в повседневной жизни подписавшие письмо деятели культуры, но то, что их творчество никогда не являлось маргинальным – факт. А это о чем-то говорит. И они, уверен, прекрасно понимают, что не мат в жизни от кино, а мат в кино – от жизни. Поборники чистоты речи – не за кино волнуйтесь, а за окружающих, учите их культуре – может, со временем и пропадет нужда в нецензурщине в фильмах? Уверен, тогда все это поймут.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here