Так уж получилось, что группа «Ленинград» постепенно стала главным ньюсмейкером отечественного шоу-бизнеса,  причем от откровенно скандального шоу постепенно происходит переход к грамотному и просчитанному бизнесу. Просто актуализированный под российскую действительность и подвергнутый апгрейду бразильский сериал, в котором в нужной пропорции замешаны любовные скандалы (по крайней мере, с легким намеком на это), провокационные поступки и легкий флер авантюризма, недоступного обычному обывателю. Не удивительно поэтому, что никто не остается в стороне. Даже Дмитрий Рогозин – на что уж государственный муж – и тот предложил (может быть, от безысходности) послать группу «Ленинград» на Евровидение. Хуже точно не будет, а вот весело – наверняка!

Но пока вопрос о пребывании группы во главе со своим бессменным лидером на пределах «незалежной» Украины (где она, кстати, не входит в «черный список» нежелательных российских артистов) еще не решен, она (то есть группа) продолжает бороздить просторы Родины. Попутно проводя сравнительный анализ, как бы это помягче выразиться, способов проведения досуга отдельными, не совсем сознательными гражданами. И вслед за образным описанием посещения художественной выставки, обращается к другому жанру – туристической экскурсии по городу. Посвященный данному знаменательному событию очередной клип под незамысловатым названием «В Питере пить» уже стремится к очередным рекордам на видеохостингах, а попутно незаметно перебирается из онлайн-пространства в повседневную жизнь.

Впрочем, аналогичная судьба уже ждала пресловутые «лабутены», на которых героиня клипа, упав, шагнула в вечность (ибо вечность в нашу информационную эпоху измеряется минутами эфирного времени и гигабайтами интернет-траффика). Не прошло и пары недель, как все учреждения – от магазинов до художественных выставок – не преминули воспользоваться таким удачным пиар-ходом, попытавшись поставить его себе на службу. У кого-то получилось удачно, у кого-то – врожденная отечественная прямолинейность привела к противоположному эффекту.

Это ведь тоже иллюстрирует дефицит маркетинговых идей. Группа выпускает клип, а содержание воплощается в жизнь, причем в такой форме, которую заранее было даже трудно предположить. Французский философ Жан Бодрийар, выдвинувший когда-то концепцию образов, опережающих реальность, нервно курит в сторонке. И то потому, что в центре курит сам Сергей Шнуров.

Так и вот новое творение «группировки» Ленинград не оставило равнодушными маркетологов. Хватило недели для того, чтобы продуктом скандального (а как без этого!) ролика стала реклама алко-тура по тем местам, которые навещают архетипические герои клипа. И пусть обижаются старые рокеры (что, само по себе, уже забавный оксюморон), но вот официальные органы Санкт-Петербурга оперативно высказали Сергею Владимировичу благодарность за поддержание имиджа родного города. И не придерешься – культурная столица!

Вот так вот – то ли по иронии судьбы, то ли по тонкому расчету – и остановится группа «Ленинград» в лице своего бессменного фронтмена культуртрегерским проектом, несущим в массы если не саму культуру, то хотя бы смутное (от алкогольных паров) воспоминание о ее существовании. В общем, как писал предыдущий русский культуртрегер – «Его пример – другим наука!» И наука очень своевременная, ибо как раз в мае пытается разнообразить культурную жизнь российский городов акция «Ночь музеев». Зародившись в качестве общественной инициативы, она – как и положено любой благопристойной акции – быстро приобрела государственное благословление, а, вместе с тем, шлейф определенной респектабельности и даже традиционности.

«Фишка» мероприятия в том, что ночной полумрак придает флер романтичности и неожиданности даже такому банальному явлению, как поход в музей. Банальному – не только для средних учеников средних же школ, жалеющих лишь об отсутствии буфета в столь достопочтимом культурном учреждении, но и для робких групп туристов, заставляющих себя осмотреть очередной музей для полной коллекции путевых впечатлений. Но здесь – совсем другое дело! Надо отдать должное музейщикам – они вкладывают всю душу, но резервы души (как и запасники музеев) не беспредельны, поэтому – рано или поздно – фантазия начинает выдыхаться. И вот тогда остается эпатаж, мандраж и ажиотаж (почему-то еще просится рифма «литраж» и воспоминание об экскурсоводше из уже упомянутого клипа)! Сколько можно, в конце концов, бродить по привычному для посетителей треугольнику из Краеведческого, Радищевского музеев и усадьбы Чернышевского, периодически забредая в более экзотические, но не менее культурные места… Не пора ли ощутить всю культурную мощь индустриальных развалин в Ленинском и Заводском… Вернуться ночью из Октябрьского ущелья… Измерить ночью длину пляжа в Затоне… Сколько «открытий чудных», еще не ведомых для неискушенного саратовского обывателя, хранит территория родного города…

Жаль только одного – сам инициатор вряд ли успеет оценить размах культурного влияния. В июне ведь сам Шнуров решил податься в Саратов. Правда, навел он мосты еще давно, успев прокричать в последних кадрах «Дня выборов»: «Привет, Саратов!», что наделало много шума и привело к необоснованным и даже провокационным утверждениям, что описанная на экране история вполне могла произойти в нашей области. Впрочем, все это из области (не Саратовской!) баек и россказней. А вот факт остается фактом – может для того и приезжает, чтобы еще какой рецепт для развития регионального туризма подсказать?

Реклама – хоть и запоздалая – «Ночи музеев» и заодно подсказка менеджерам от туризма – такого Саратов точно еще не видел. Ну, по крайней мере, в качестве художественного перформанса!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here