Эмоциональный подъем в депутатском корпусе, вызванный недавно прошедшими  выборами в Государственную Думу, до сих пор не утихает. Даже те «слуги народа», которые в силу каких-то причин не смогли или не захотели принимать участие в ритуальных электоральных плясках, продолжают блистать очередными инициативами. Так сказать, по старой привычке.

Председатель комиссии по делам общественных объединений и религиозных организаций Московской гордумы Антон Палеев в конце сентября предложил создать интернет-портал, на котором могли бы транслировать богослужения из московских храмов. Данная инициатива, по мнению самого законодателя, объясняется заботой о тех людях, которые не могут физически посетить богослужение.

Интереснее в данном случае даже не сама инициатива (мало ли экстравагантных заявлений делают депутаты?), а та целевая группа, на которую ориентированы подобные законодательные экзерсисы. Можно даже немного пофантазировать и представить, как минимум, три потенциальных группы, которые по-разному могут отреагировать на предложенную инновацию.

Во-первых, верующие. Нет-нет, не так называемые «захожане», а самые настоящие прихожане церквей, которые знают наизусть «Символ веры», а также видят различие между постом и диетой. Таких верующих, согласно социологическим опросам, в России 5-6 процентов населения, и на них подобная инициатива рассчитана в меньшей степени. Просто потому, что они знают, что смысл молитвы не просто в техническом повторении малопонятных слов, а в обращении. И здесь принципиально важно место, где это обращение происходит, а также внутренняя готовность человека к соприкосновению к сакральным. Есть серьезные опасения, что интернет-трансляция, при всей аутентичности передаваемой картинки, не сможет такое ощущение обеспечить. Те, кто ходит в храмы и так, невзирая на состояние здоровья и материальные возможности, продолжат делать то же самое и при наличии самой качественной трансляции в формате 3D. Так же, как они поступали и в не самые лучшие для церкви времена. Впрочем, таких верующих и сейчас меньшинство.

Во-вторых, можно допустить, что реакцию продемонстрирует атеистическая общественность. Та самая, которая до сих пор выбирает для своих детей модуль «Основы светской этики» в рамках курса ОРКСЭ, с недавних пор прописавшегося в образовательных учреждениях. Для нее (этой самой общественности) такая инициатива, на первый взгляд, выглядит очередным проявлением клерикализма и активного наступления религиозного сознания на права и свободы гражданина светского государства. Но это только на первый взгляд. Ведь, если задуматься, то возможность трансляции богослужения на интернет-портале ставит под вопрос необходимость строительства храмов в шаговой доступности. Зачем застраивать полезное пространство, когда даже из имеющихся храмов каждый желающий сможет увидеть телевизионную картинку? Более того, в таком случае и даже нынешнее количество храмов представляется избыточным. Еще ведь проще не тратиться на установку громадного количества камер, а оборудовать современным оборудованием всего один храм. Ну, например, храм Христа-Спасителя. Вот оттуда пусть все желающие трансляцию и смотрят.

Такую вот вполне закономерную реакцию представителей атеистического сообщества можно спрогнозировать. И, в принципе, такой прогноз будет недалек от истины.

Но остается еще третья группа населения, и резонно, что именно она будет являться основным потребителем предлагаемого продукта. Это именно те странные 40 процентов, которые, если верить опросам, причисляют себя к православным, но при этом зачастую называют себя неверующими.

График их соприкосновения с церковью очень прост. Посещение двух-трех богослужений в год (как правило, Рождество и Пасха, и то – на пару часиков, потому что потом пора за домашний праздничный стол), какой-нибудь пост (как правило, не Великий, потому что тяжело выдержать) и регулярное применение свечей по всем мыслимым и немыслимым поводам. Вот они как раз инициативу Мосгордумы оценят. Даже озаботятся установкой полномасштабного экрана с HD-качеством. Чтобы лучше все видеть! Редкая удача – можно не только побыть верующим, но и с изрядной долей комфорта. А с помощью телевизионного пульта можно и еще и «пощелкать» каналы. На тот случай, если богослужение в одном из храмов чем-то не понравится. В общем, эта категория граждан оценит.

Есть серьезная проблема в том, что за последние десятилетия в России практически прервалась традиция воспроизводства религиозной веры. Парадокс в том, что потребность в вере осталась, а вот возможности удовлетворения этой потребности – утрачены. Поэтому и появляется такое дикое количество сектантов и просто шарлатанов. И поделать в краткой перспективе здесь ничего нельзя, только длительное и во многом мучительное восстановление традиции, зачастую неприятное для сторонников «поверхностного» отношения, большинство которых приобщение к аутентичной традиции вряд ли и выдержит.

Так что вопрос не только в том, насколько большую ценность (прежде всего, духовную и нравственную) идея интернет-трансляций будет иметь. И вопрос это – открытый…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here