Вчера вместе с весной закончился Собиновский фестиваль. Как всегда, заключительный гала-концерт прошел при полном аншлаге. Как всегда, явившись, как говорили в детстве, «на протырку», я убедился в «реале», что свободных мест нет. Совершенно.

Войдя после третьего звонка на второй ярус, даже пережил культурный шок. Привычно взглянув на оркестровую яму, увидел, что среди пюпитров роятся люди не то что во фраках и концертных платьях, а вполне себе в домашних одеждах, почти дачного вида, И только несколько секунд спустя понял, что это не оркестранты, потому что места для оркестра и пюпитр художественного руководителя и главного дирижера Юрия Кочнева торжественно расположились на сцене. Просто артисты, видимо, уступили на этот концерт собственные рабочие места своим друзьям и родственникам, которым забыли или не успели из-за фестивальной гонки забронировать места в ложах и партере.

28 фестиваль для Лауреата Государственной премии народного артиста Юрия Кочнева – юбилейный.В этом году исполняется 40 лет его творческой деятельности. 40 лет он руководит театром оперы и балета и каждый год из последних 28 лет затеянный им 28 лет назад Собиновский фестиваль – ежегодная демонстрация творческого роста театра, появление на его сцене нового спектакля , новых лиц, новых голосов.

Как сказал нам Валерий Найден, в течение долгих лет бывший концертмейстером оркестра и первой скрипкой оркестра : «Со стороны видно, какая большая организационная работа – проведение ежегодного фестиваля. Мало кто понимает, какая это творческая нагрузка на коллектив, сколько сил положено на то, чтобы оркестр звучал так, как звучит и чтобы каждый вечер фестиваля был праздником для зрителя. Я участвовал в 19 фестивалях и не представляю себе, чтобы у меня хватило сил отыграть 20-й. Это буквально работа на износ».

Как и в предыдущие годы, в рамках фестиваля проходил конкурс конкурсов – победители конкурсов вокалистов соревновались между собой «по гамбургскому счету». В этом году лауреатами стали: Мэргэн Сандалов (Бурятия, 3-е место), Глеб Ким (Кыргызстан, 2-е место) и Юлия Меннибаева,( Москва, лауреат 1-й премии Конкурса вокалистов).

Гала-концерт стал площадкой, на которой они смогли еще раз показать, что премии заслуженны ими многократно и по справедливости – зал, привычный к высокому уровню исполнительского мастерства и хозяев сцены и приезжих знаменитостей буквально взрывался аплодисментами и криками «браво!», грозившими затянуть концерт до бесконечности.

Программа концерта не отличалась новизной номеров, зато прозвучало почти все, что современный человек, называющий себя культурным, обязан иметь на слуху с детства как стихи Пушкина. Меня порадовал марш из оперы Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» который я люблю с детства и впервые послушал не в записи, а в исполнении «живого оркестра». Возможность послушать вживую произведения, не слишком часто звучащие в театре ежегодный традиционный бонус фестиваля.

Как всегда, все было организовано классически и строго. Только протокольный отдел правительства прислал к сорокалетию Юрию Кочневу корзину с цветами, больше похожую на свадебный торт от богатого родственника. Нужно или менять флористов или чиновников протокольного отдела. Или и тех и других посылать на курсы дизайна букетов, какой-нибудь икебаны. От имени губернатора дарить такую безвкусицу неприлично.

А театру  — виват и браво!!! Одно пожелание – заботиться и о репертуаре для молодого зрителя. Зал был полон зрителем, мягко говоря, зрелого возраста, котором классика гала концерта приятно грела намозоленные уши, не нуждающиеся в новизне. Им было приятно узнавать и чувствовать себя монстрами саратовской культурной жизни, ее столпами. Но если ничего не менять в репертуарной политике, следующее поколения зрителей просто не будет – они будут распределены между «попсовыми площадками». Уже пятидесятилетней «молодежи» хочется чего-то нового, при всем уважении к высокому уровню исполнении классики.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here