или «где вы нашли в этой жизни гармонию?»

В этот солнечный субботний, почти летний день, 9 апреля, «галерея актуального искусства moreart» (именно так, все маленькими буквами, написано на буклете), что поселилась недавно в «Москве» на Московской, представила Саратову «выставку нетривиального творчества» «Гармония жизни».

Впрочем, о чем я, какому Саратову? По моим наблюдениям, в нашем городе на подобные мероприятия собираются почти одни и те же люди — близкий круг авторов и их знакомые, разбавленный чуть нечаянными ротозеями.

И вообще смысл подобных выставок в чем? «Искусство — в массы»?

Цель организации их ёрнически напрашивался сам — посмотреть друг на друга, потрындеть светски, ну и критично оценить работы коллег, гордясь своими в новом интерьере. Повод потешить свое эго. Хорошо, когда есть где и через кого.

О, да, еще фуршет. Иногда «за углом».

Посторонних любителей прекрасного обычно присутствует крайне мало.

Недостаток информации? Да. И других причин каждый для себя найдет достаточно. Сейчас вот дачи начались. А у героев сегодняшнего события-25 лет окончания «альмоматер», как выяснилось в процессе, и пленэр откладывается.

Однако тут доставила мне много удовольствия размещенная при входе в подвальную «галерею» выставка ярких детских рисунков на тему преддверия дня космонавтики и присутствие радостно волнующихся маленьких их авторов, вместе с гордыми родителями. «Космическое путешествие» называется.

Но и здесь, хоть с утра на улице и раздавались приглашения всем прохожим, чужих я совсем не приметила. Да и негде было бы им разместиться. Большая площадь отвелась ведущему в красной бабочке с микрофоном, без которого спокойно можно было обойтись, но с ним — величественнее! Сюда, как на сцену, по очереди приглашались виновники и почетные гости мероприятия для торжественных речей и получения/вручения грамот и почетных же листов от фонда «Добродетель» — «за участие в выставке», «за оригинальное раскрытие темы» (детям) и, в том числе, «за участие их в разработке логотипа» – черным- « more» и, слитно, красное «art».

… «Черное море — море искусства — черная смерть — смертельное искусство — больше искусства, большого искусства — красный арт….». Извините, навеяло. «Memento mori»…

«Если вы выставку назовете «Гармония хаоса», я не стану участвовать в ней»- сдали Бориса Глубокова. Был он по-прежнему внешне патлат и глубок внутри себя и своих картин. «Мы все живы, а, значит, мы все актуальны!» — словно уговаривал он кого-то.

Осматриваюсь. Скульптуры разного авторства будто из различных эпох — то скрупулезно вылизанные, то пугающе покрыты патиной у Сергея Саранцева, представленного как «скульптор высокого реализма».

«Играй гармонь» Валентина Белозерова напомнила гигантскую нэцке, а его же воздушная пирамида как гости из будущего, слепленные, казалось, из молочно-крепких мыльных пузырей детьми 70-х (судя по клёшам мальчика в основании). Мне повезло застать, как к ней подбежала стайка девчушек и одна из них, хвалясь подружкам, выдала, смущенно тыкая пальчиком в не совсем верхнюю часть композиции — «А это я!».

Более юные художницы бегали с разукрашенными мордашками, иногда теряясь средь толпы, не догадываясь пока, что «созданию картины предшествует психическое возбуждение», но проявляя собой его, родное психическое, « и перед открытием выставки», как и говорилось. Здесь, как на лабораторной по физике, иллюстрировали дети, не сговариваясь, тезисы долговыступающего — «энергия идет в будущее». И что «Саратов славится духовностью» демонстрировали тоже они, юные дарования, своими работами — в их космических ракетах летают не только белки-стрелки, но и кошки-мышки. Собачки же в скафандрах выходят уже в открытый космос, а космонавты высаживаются на Солнце и общаются с зелеными братьями по разуму.

Тут мне с грустью вспомнилась семейная история: родители приводят меня из садика домой, я, важно жестикулируя, рассказываю выученный там новый стих:

«Летит-летит ракета

Зеленого цвета,

А в ней сидит Гагарин,

Простой советский парень!»,

и в это самое время по радио объявляют о гибели Юрия Алексеевича…

Между тем преподаватели художки взывали к публике: «Ударим искусством по бездорожью!», и – «вдохновляйте нас, вдохновляйте!» ( к творцам), ведь «только так мы сможем выжить!»

Детки им в унисон пели: «Не теряем вдохновенья, ведь оно для нас спасенье!» и «Настоящее, хорошее, дарим всем друзьям добро! Все печали испаряются, на душе тепло!»

А взрослые –« Просим, чтобы зритель оценил творчество «не по заказу», а по совести и зову души», правомерно расчитывая, что « мы изменили лицо Саратова». И — « эти картины понятны», т.к. «с 13го года наступила эра постмодернизма», забыв второпях, видно, глянуть на требующие осмысления работы некоторых сегодняшних своих со-товарищей в соседнем отсеке, не очень приспособленном к наслаждению широким мазком.

Зато репертуар детских песен был тематически отлично подобран. Фразы «кончилась зима, и снова просыпается природа», «солнечная кисть на небе рисует» живо иллюстрировали тему собрания и стимулировали выйти на теплое солнышко, и освежали серьезных дядек в пиджаках, и я впервые увидела Глубокова так широко и радостно улыбающимся.

А в завершении программы вновь — песочная анимация от Анастасии Золотовой из «Созвездия». «Мы все по нему ходим, все на нем загораем» — пошарадил ведущий, похожий на профессионального тамаду.

Дышать уже становилось нечем, но творческие дети не заставили себя приглашать к песочному станку, шустрой стайкой сами ринулись в 10 рук создавать свою собственную гармонию жизни.

И пусть она у вас будет не такой зыбкой, но так же легко струящейся.

Однозначно нетривиальный художественный оксюморон получился.

Обошлось без фуршета (прилюдно).

Космического счастья вам!

Галина Карнаухова.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here