В последнее время часто я стала попадать на различные мероприятия, проходящие в клубе нашего СГУ. 

Вот и погожим днем 26-го мая заглянула я сюда на выпускную работу по хореографии студентов 4-го курса Института Искусств. Шесть танцевальных номеров были выстроены в единый спектакль под интригующем названием «Миражи», за которым наблюдала экзаменационная комиссия и невеликая кучка зрителей.

На сцене развернули тканевое подобие моря, которым на протяжении всего спектакля виртуозно «штормили» своими сильными ручками хрупкие девушки. «Море» было то спокойным, то волнующим, то играло роль занавеса, позволяя незаметно сменить танцоров.

Хотя на креслах были разложены программки, воспользоваться ими удалось лишь в перерыв, т.к. всё действие проходило в почти полном затемнении. А жаль. Расшифровывать знаки тел приходилось самой, из серии «что этим хотел сказать автор?».

Оказалось, все просто – пассажирок корабля, попавшего в шторм, выбрасывает на таинственный берег, где их преследуют миражи. Каждую свой.

Было, местами, тревожно и весело, загадочно и жутко. Снова пригодились шоколадные сокурсники (ах, выигрышные козыри!), как же без них на морском берегу.

Второе отделение отдали концертной программе: соло, дуэты и группы разных направлений и возрастов, под классику и современность, «вы разные, но вы вместе».

Танцы исполняли (вот как-то «танцевали» здесь слово не ложится) студенты младших курсов и других учебных заведений, выпускники и привлеченные детские коллективы.

«Гномики» в красном, такие естественные несуразники, «что даже головастики вам рады в пруду», по песне. «Бурёнка» умилила так, что даже «сбой ноги» добавил уже достаточного шарма. Милашки пока не осознают важности и ответственности выступления, что очень трогательно. Под «Ноченьку» пела представительница консерватории так, что внимание раздваивалось меж танцем и вокалом (умные — налево, красивые – направо). Верно, говорит моя приятельница: «У нас своих таких Полин Гагарин море. Нечего ходить на приезжих!»

Знакомое и авангардное, непривычное и впечатляющее созвучие и противопоставление стилей и темпов.

От волнения терялись туфли, болельщики хлопать ленились, а преподы поздравили Саратов и Россию вообще с тем, что «хореографов прибыло», и пожелали выпускникам не менее интересных дипломных работ и «чтобы профессия стала вашей судьбой», потому как «пока альтернативы вашему курсу нет». За что получили цветы и торты от виновников.

И так всё было здорово, что когда объявили о последующем там же юбилейном концерте коллектива «ART-MIX» и попросили не уходить далеко, я не посмела себе отказать в «продолжении банкета» и очень правильно сделала.

Тем временем, как обычно бывает, выпускники не спешили расходиться, все, продолжая обмениваться впечатлениями, пожеланиями и напутствиями, уже планировали завтрашний день, поддерживая друг друга и обещая скучать.

А меня называли «девушкой», за что я покараулила им вещи в перерыве.

И я, жаждущая продолжения, была не одна. Сквер напротив усеяли любители мороженого, подставляя в ожидании лица жаркому солнцу, соскучившись по теплу после по-питерски погодной недели. Танцоры, не переодеваясь, репетировали в кустах. А в зале уже распределяли места перед началом и растанцовывались на сцене детки — «раз, два — открыли ручки — три, четыре…», и размечали ориентиры для композиции. Фоном играла не их музыка, и детям в народных костюмах, уже сидя на местах, совсем не сиделось, а танцевалость рэпом, подмигивая друг другу. Русые головки едва выглядывают из-за спинок кресел. Артисты! Педагоги подготавливали их: «На сцене вы попадете в свет, и вам не будет видно зал», да они и не волновались.

Столы от комиссии были убраны, сцена протёрта, зрители обновились и немного увеличились количеством.

«Русские узоры» открыли вечер так, что от развивающихся вихрем юбок сквозило аж в зал, мальчики профессионально были при макияже (преимущество первых рядов).

Пинхасик в лаковых туфлях заслуженно похвалился 55-м годом существования Студенческого Клуба, «как сочетание судеб, поездок, где танцевальные коллективы всегда были лидирующими, начиная с Пединститута».

Руководитель А.А. Тимофеев поведал историю создания коллектива, который соединяет разные стили и направления хореографии танцевального искусства, некий «микс, соединение несоединимого, людей танцующих и неумеющих танцевать, в нем есть музыкальная душа». За это и получили сейчас награду от ректора Университета.

У Тимофеева есть свой бренд – «Аrt-mix», а у «Аrt-mix» бренд – Тимофеев!»

Помощницы и составляющие брендов то выплывали, то выпархивали за грамотами из разных углов клуба в соответствии сценическим костюмам.

Первый блок юбилейного концерта был целиком посвящен этнике, и перед нами всплыл целый букет социалистических республик, каким мы его представляли в детском саду Союза, как правило, на Первомай.

«Камаринская» сменилась «Мордовским народным танцем» (фигурки чуть не по породе), «Чувашский» наглядно целомудреннее русского, в «Татарском» выявилась несправедливость – соотношение мальчик/девочка было ровным, когда как в русском — один к двум. Калмыцкий трепыхал пушистыми рукавами в танце «Птички». И когда увели детей с первых рядов, я даже, увлёкшись, не заметила.

Смотреть красиво, но только тот, кто занимается танцами, знает, чего это стоит. «Башкирский танец», как Кармен, вскидывали коленями ярко-красные пышные юбки.

Руководителя превозносили и боготворили, осыпали цветами, сувенирами и подарками. Тут и Православная гимназия, и центр «Парус надежды», где Анатолий тоже ставит танцы. Предлагали сделать общее фото «вы, цветы и Толь-Толич».

Консерватория в русских сарафанах выдала заздравную «Чарочка моя» с натуральным реквизитом, пришлось пригубить. Они же в частушках обозвали именинника «шустрым» и обратились в Госдуму с предложением сделать день рождения коллектива всероссийским выходным. Пришли и другие гости, по-разному сопричастные, с такими говорящими названиями: «Вдохновение», «Соприкосновение», но не все.

Сколько шикарных костюмов — некрашеных, из марли, а поправдашних, в деталях. И даже обувь мелькала перед глазами разноцветным натуральным качеством.

И была здесь история. Как сказал А.А., «обращающимся к танцу нельзя не знать себя, надо начинать со своих корней», поэтому в «Матане» отразились фольклорные особенности разных областей, в том числе и Саратовской. «Барыня» же блистала прямо акробатическими номерами, сорвав овации.

Во втором блоке программы переплетались трагизм дуальности, оптимизм и мелодрама, разыгрывались испанские уличные страсти, а народные танцы были уже осовремененно-вольные. И лица артистов узнавались, и поражали кардинальными перевоплощениями выражений, стилей и пластики. Не знала бы, сроду не подумала б, что это наши, местные, постановочно-хореографические шедевры.

И поражало сознание, как это так можно взять и сочинить танец, и разговаривать, молча телом, вот, например, как «Лётчица», не без эротизма, отыскав такую трогающую музыку и мудрые песни для выражения себя.

Блестящий Шоу-балет «Диамант» насладил джазом, руководительница которого, Юлия, была самой первой партнершей Тимофеева с малых лет.

Или совсем другой джаз, от «Вдохновения», с колясочниками. Заставил увлажниться глаз и отбить ладони.

Потом был танец «Смятение», начавшийся в полной тишине, без музыки, в котором платье солистки являлось едва ли не основным элементом, и название его было от слова «смести», потому как смело все вокруг своей экспрессией.

Каждый танец – если не спектакль, то повесть или исповедь. А был еще и батут.

Браво, постановщик! Браво, поставленные!

Сердце не выдерживало уже, а они буквально добили своим финальным хардкором в именных, вернее, фамильных белых футболках, почему-то все под номером 33. И эти заразы все, как один, — на шпагат!

Какая там тренажерка! Попрыгай-ка вот так хоть треть одного танца…

А встретишь их на улице – вот просто мальчик, вот просто девушка.

И «бренд-Тимофеев» еще и извинился, что много танцев не вошло, и «спасибо зрителям, надеюсь, что затронуло». Шутить изволите, мастер? Не затронуло – торкнуло, капнуло в самое нутро.

Ни разу я, кроме балета «Тодес», так не восхищалась танцем. Оказалось, «таких духовых и у нас достаточно».

Низкий вам поклон. Вот пишу, а сама еще там, с вами, и белая зависть – вот, кажется, так бы поднял руки и полетел, к вам, в танец…

И вера в то, что сегодняшние выпускники Института Искусств смогут к вам хотя бы приблизиться.

Галина КАРНАУХОВА.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here