Дамы и господа, с новым, 1914 годом! Ой… Что это я? Ведь у нас 2015 год. А… я же на днях посмотрел «Ёлки 1914» — очередную серию ставшей уже привычной новогодней киноэпопеи Тимура Бекмамбетова.

Традиции новогоднего кино в нашей стране давние. Однако со временем приходит пора искать новые пути. В 2010 году вышли «Ёлки» — первая и пока что последняя серьезная попытка дать альтернативу «Иронии судьбы» — то есть кино, которое вся страна будет смотреть на Новый год. И попытка это, как показала жизнь, то есть касса, оказалась успешной, поэтому появились «Ёлки 2», «Ёлки 3», а теперь уже и «Ёлки 1914».
Очевидно, что при таких быстрых темпах (только в конце 2012-го зритель не увидел очередную «Ёлку») надо было что-то придумать, чтобы не сбавлять темп. И тут продюсеры решили перенести действие на 100 лет назад. В принципе, когда-то это должно было случиться – уж больно любят у нас в последние годы снимать историческое кино – людям постарше приятно вспоминать молодость, 60-е, 70-е,80-е. Да и времени прошло уже достаточно, чтобы та эпоха начала мифологизироваться. Что уж говорить про 1914 год с Николаем II, Шаляпиным, Маяковским и началом Первой мировой? Они и становятся героями фильма, пускай и эпизодическими. А суть остается прежней: разные люди в разных уголках нашей страны пытаются по-человечески отпраздновать Новый год или Рождество, но у них не получается: то елки запретят ставить и тогда надо будет мчаться по всей России за подписями; то при попытке заселиться в новый дом с невестой внезапно обнаружишь, что жильцы не успели съехать и не больно-то хотят; то перед отправкой добровольцем на фронт попытаешься свидеться с девушкой, а тут внезапно ее бабушка сядет на шею. Историй много, они иногда пересекаются, а в конце «внезапно» все у всех получается и вызывает умиление, даже если ты понимаешь – в продолжении опять у них все будет не слава богу. И так уже, представьте, четыре фильма…
Но черт с ними, со штампами. «Ёлки 1914» просто скучно смотреть – если ранее фильм брал каким-никаким юмором и закрученным сюжетом, то в этот раз все чинно, медленно, с расстановкой. Со слезовыжималкой, как водится, но и с недокрученным сюжетом, который спасает либо Хабенский, чуть ли не единственный хорошо играющий в фильме актер, либо Шаляпин – идеальный Deus ex machine, спасающий в буквальном смысле героев фильма.
Не-ин-те-ре-сно.
По правде говоря, я не верю, что «Ёлки 1914» снимались от большой любви и интереса к тому времени. Скорее всего, «Ёлки 4» на данном этапе были бы просто перебором – нужно было чем-то разбавлять. Разбавили историей о России в первые годы войны. Войны, которая, кстати, в фильме где-то там далеко и на которую главные герои не больно-то хотят идти, за исключением студентов Димы и Гриши, да и те, прямо скажем, солдаты так себе, как и лежащий в госпитале Иван, которому совесть вполне позволяет угонять самолеты ради елок и подставлять товарищей ради этого. У Димы с Гришей, кстати, тоже рыльце в пушку в этом плане. А Светлаков в роли Евгения Павловича, который всеми правдами и неправдами не съезжает из дома и, в конце концов, невольно разрушает помолвку ургантовского Бориса Ефимовича! Хорош! И всем этим людям по законам новогодней комедии, полагаю, надо сочувствовать. Как, наверное, сочувствовать им и в «Ёлках 1917» — а почему бы им не выйти? Первая мировая и гражданская война будет наверняка на заднем плане, но это не помешает снять продолжение, где вся страна будет думать исключительно о елках.
Говорят, чем ни больше мы о чем-то вспоминаем, тем сильнее мы это приближаем. А вы хотите в 2017 году «Ёлок 1917»? Можно и без кавычек.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here