Все последние дни в «Триумф-молле» можно наблюдать уже не совсем привычную картинку: десятки людей терпеливо стоят в очереди, ожидая того момента, когда счастливый миг наступит и для них. Парадокс заключается в том, что выстраивается эта очередь ни к одному из магазинов, отчаянно заманивающих потенциальных клиентов плакатами о безграничных скидках, а к внушительному сооружению, установленному посреди развлекательного центра.

Да, и до Саратова дошла очередь приобщиться к массовой индустрии развлечений – пресловутый «Железный трон» из «Игры престолов» установлен теперь в центре города, символизируя относительность той грани, которая разделяет телевизионную реальность и повседневную жизнь горожан. Каждый желающий может воссесть на престол, примерив на себя роль кого-либо из персонажей, правда, судя по фотографиям в социальных сетях, ни на один из семи великих домов Вестероса саратовцы пока не тянут… Так, робкие узурпаторы, осмелившиеся воссесть на трон Таргариенов. Тем не менее, даже осознание этого факта не уменьшает количество желающих, каждый из которых, очевидно, лелеет тайную надежду выглядеть более достойно, чем его предшественники (в прямом смысле) на троне.

В самом факте установки трона и выстроившихся к  нему очередях привлекает внимание два аспекта.

Во-первых, популярность самого сериала даже среди себе подобных (в смысле, многосерийных и костюмированных).  Обусловлено это нестандартным авторским ходом, который, по сути, является издевкой над ожиданиями обывателей. Обычные зрители привыкли, что все в итоге заканчивается хэппи-эндом для неприкасаемой когорты главных героев, а поэтому самое главное – определить эту когорту и дальше с попкорном в руках следить за их злоключениями, понимая в душе, что все закончится хорошо. Джордж Мартин делает так, что все ключевые претенденты на должность главного героя по очереди выбывают из строя, заставляя зрителей напряженно искать себе новую «жертву». Так что рецепт для дальнейших предсказателей развития сюжета достаточно прост: как только персонаж начинает выглядеть чересчур положительным – это первый симптом того, что скоро от него избавятся. Можете проверить на следующем сезоне…

Собственно, этот специфический ход и придает сериалу шарм, а вместе с шармом – зрительский успех и немалые финансовые дивиденды. Популярность его настолько завидная, что даже отечественный кинематограф решил поконкурировать с заграничным собратом, начав съемки сериала «Викинг», на материалах отечественной истории. Конечно, тут есть существенная разница, поскольку для «Игры престолов» сценарий пишется буквально «на ходу», заставляя зрителей изумленно вздыхать каждый раз, когда очередной герой, явно претендовавший на то, чтобы быть главным в этой эпопее, заканчивает свои счеты с жизнью и с создателями сериала. С отечественной историей интригу создать сложнее, поскольку вроде бы все ходы записаны, в том смысле, что результат действий персонажей, да и их собственная судьба уже известны. С другой стороны, учитывая уровень современного знания истории (что успешно демонстрирует ЕГЭ), для многих зрителей наверняка будет открытием тяжелая судьба и особенности биографии первых русских правителей.

Во-вторых, интересен сам завышенный интерес горожан к подобному времяпрепровождению. И этот аспект представляется наиболее занимательно-показательным. В конце концов, мало ли где можно себя пофотографировать? На достопримечательность мирового масштаба Саратов, конечно, не тянет, но для селфи, кроме палки, ничего особо и не надо. Можно ли тогда считать проявленный интерес следствием культурного роста населения, когда хочется удовлетворения уже нематериальных потребностей? И здесь ответ, скорее отрицательный. Со времен Маркса ничего не изменилось, и бытие по-прежнему определяет сознание, только с одной маленькой поправкой – сознание может бессознательно маскировать недостаток бытия.

Вывод из этого только один – очередь к «Железному трону» является суррогатом привычного потребительского поведения. За годы относительной сытости публика привыкал ходить по магазинам, непрерывно получая новые впечатления (обычно вкупе с «обновками»). В расчете на эту моду и выросли в городских джунглях гигантские торгово-развлекательные центры  с зазывными вывесками, а у горожан появилась привычка каждые выходные фланировать по этим центрам, получая необходимую дозу потребительского эндорфина.

А сейчас – бюджетный вариант. Центр остается развлекательным, но просто в тех условиях, когда шоппинг способен привлечь либо очень обеспеченную, либо очень безрассудную публику, ему остается заманивать посетителей бесплатным зрелищем.

Практически ничего с древнеримских времен не изменилось – публика жаждет развлечений, особенно в тех условиях, когда о хлебе насущном задумываться еще не приходится, а вот пирожные уже выпадают из повседневного рациона. Как говорилось в одной классической сказке, с двенадцатым ударом часов карета превращается в тыкву, лошади превращаются в мышей, а общество потребления – в жаждущую бесплатной «развлекаловки» толпу. Толпа, по-гречески, кстати, «демос», так что говорить о демократии в этом случае вполне уместно.

Осталось теперь привезти в Саратов только кольцо Всевластия и палочку из остролиста с пером феникса. Хотя, нет… В рамках импортозамещения их функцию способны выполнить остроконечная шляпа Незнайки и золотой ключик от дверцы за нарисованным очагом в каморке папы Карло. Ждем следующих фотоссесий!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here