Подножный корм. О дорогах как национальном богатстве

0
2149

К дорогам в России всегда особое отношение, но Саратов даже на этом фоне умудряется выделяться. Все-таки по последним данным – лидер всероссийского масштаба, опередивший даже пресловутый город Бологое, который, согласно старому анекдоту про поручика Ржевского, находится ровно посередине между Москвой и Петербургом. Правда, лидером он стал не по длине или ширине дорог, даже не по их пропускной способности, а по качеству, да и то в отрицательном смысле.

Так нашлось документальное подтверждение тем словам водителей из соседних городов, которые утверждали, что хуже дорог, чем в Саратове, встречать им не приходилось. Вот заграницей организаторы ралли стараются, устраивают трассы посложнее, чтобы и препятствия были посерьезнее, и было где свой опыт водительский показать. А на саратовских дорогах – раздолье, хоть каждый день устраивай ралли «Париж – Дакар», причем гарантию, что доедет больше пилотов, чем на оригинальном маршруте, никто не дает. Но там где раллисту – радость, обычному водителю – печалька, и еще смена деталей по несколько раз за год, причем не на проселочных дорогах, а в самом что ни на есть центре.

А, между тем, денег на эти дороги уходит каждый год изрядно, причем зачастую ремонтируются те же самые улицы, которые буквально за год до этого значились в первоочередных планах ремонтников. Судя по дороговизне и непрочности дорог, делают их из пачек денег, лишь слегка присыпанных сверху песочком и прикрытых тонким слоем асфальта. Причем, песок и асфальт остается прежним, а вот пачки денег каждый год нужно новые подкладывать.

Поэтому не удивительно, что значительная часть горожан уже привыкла считать дороги «подножным кормом» для чиновников. Дескать, выгода дорожного строительства в том и состоит, что каждый год можно получать деньги на очередные ремонтные работы, а полученные деньги, по условиям бюджетного финансирования, надо потратить в полном объеме, чтобы ни копейки обратно в бюджет возвращать не пришлось. Ну в этом тонком бухгалтерском искусстве российские специалисты были всегда впереди планеты всей, так что особых трудностей (кроме как для автомобилистов и примыкающих к ним по данному поводу пешеходов) не встречается…

Но искать корыстную подоплеку в поведении чиновников – это старинная русская забава, доходящая периодически до настоящей мании преследования. А мания преследования тем и плоха, что хуже от нее становится только самому обладателю. Так и придется жить в состоянии постоянного внутреннего недовольства, доходящего до комплекса неполноценности.

Но, как гласит наука психология, если не можешь изменить саму ситуацию – измени отношение к ней. Зачем каждый раз подозревать ремонтников и заботящихся о них членов городского комитета в халатности и разгильдяйстве? Так же можно и до чего угодно договориться. Лучше считать, что цели своей ремонт саратовских дорог все-таки достигает. Вопрос за малым – узнать, в чем состоит эта цель.

Видеть в перманентном ремонте стремление довести отечественные дороги до европейских магистралей не приходится. Просто потому, что, как писал дедушка Крылов, «а воз и ныне там» (что вдвойне правильно по отношению к теме дорожного строительства). Остается сделать парадоксальный вывод: дороги на самом деле не ремонтируются, а поддерживаются в своем изначальном состоянии.

В архитектуре существует различие между реконструкцией и реставрацией. Реконструкция – это процесс изменения устаревших объектов, целью которого является придание им новых свойств. В то время как реставрация – это сохранение тех характеристик объектов, которые считаются их неотъемлемой частью. В этом смысле говорить о реконструкции саратовских дорог не приходится, поскольку новыми свойствами они не обзаводились уже достаточно давно, а старые их свойства в цивилизованном сообществе уже давно принято считать недостатками.

Так что остается признать, что ремонт наших национальных дорог, судя по всему, является исключительно реставрацией. Из этого логически следует (и становится понятным даже для несведущего гражданина), что  наши дороги являются национальным достоянием, памятником культуры, сохраняющим практически в первозданном виде период возникновения транспортной сети на территории будущей Российской Федерации.

Тогда много становится понятным. Не только дворцы имеют свойство рушиться, но и дороги теряют свой первоначальный облик – то кто-нибудь случайно асфальт положит, то брусчаткой вымостит. Вот и приходится ремонтным службам отслеживать происходящие изменения и, по мере своих сил, возвращать дорогам их историческую достоверность.

Поэтому не ругать их надо, а ценить непосильный труд. Трудно ведь удержаться от того, чтобы что-то не исправить, не улучшить, не превратить в «новодел»… А они вполне справляются с ответственным заданием, за что честь им и хвала. Ведь иначе наши потомки не узнают, как выглядели дороги еще до того, как по ним не смогла пройти татаро-монгольская конница. Да и Наполеон только до Москвы и смог добраться, дальше – дороги спасли. Про немцев – и вообще разговора нет. Эх, дороги, как говорится, пыль да туман… А под пылью – специальное изготовленное дорожное полотно, на котором сам черт ногу сломит, а любой танк гусеницу потеряет! Так что дороги хранить надо в изначальном виде, лелеять каждую «заплатку» и выбоину. Мало ли какая еще напасть случится на Русской земле!

А поскольку беречь памятники культуры – долг любого добропорядочного гражданина, то не будем спорить с требованиями закона. Будем беречь и сохранять! Не жалея, как говорили наши предки, «живота своего»…