Пропаганда изначально стремится к тому, чтобы затемнить общественное сознание.
Это первое. Ее принципиальные основания — ложь, звиздеж и провокация.
Но никакая пропаганда не должна исходить из того, что вся ее аудитория — идиоты.
Это большое заблуждение, снижающее уровень отечественной пропаганды со второго сорта до седьмого.
Умных людей в России много, и им смешно.
Пропаганде нельзя не учитывать и того, что у многих россиян есть генетическая привычка — постоянно совершать мысленную инверсию и узнавать правду из опровержений.
Так что врите, ребята, но уж не так кондово и вульгарно.
Во-вторых, в пропаганде необходимо поддерживать оптимальные пропорции негативного и позитивного.
Негативное обычно направляется на любое иное — внешнее или внутреннее.
Позитивное непременно должно быть связано с собственной страной, хотя бы с какими-то успехами власти, и требует правды, поскольку легко проверяется.
Это вполне удавалось СССР — «американцы выжигают напалмом Вьетнам, а у нас балет-космос».
В условиях постоянных российских неуспехов практически во всем, нашей пропаганде нечем хвалиться, и она сосредотачивается на негативном — на ненависти ко всему иностранному, поскольку отечественное инакомыслие усиленно замалчивается.
Но если долго гладить против шерстки, она укладывается в другую сторону.
В результате многие россияне уже устали бояться солдат НАТО, больше не возмущаются бесправным положением несчастных украинцев и почти мечтают, чтобы было, как во Франции.
А чрезмерные страшилки-ненавиделки становятся смешными, пародийными, как комические ужастики.
В-третьих, пропаганда может быть и даже должна быть лживой, нелепой, но она не может не быть некачественной. Пропаганда — большое искусство, ею должны заниматься крепкие профессионалы, а лучше — талантливые люди.
В СССР, например, система пропаганды включала в себя очень неплохой отечественный кинематограф и совсем недурную в лучших своих образцах советскую литературу, поэтому даже откровенно пропагандистские произведения нередко были хороши.
Современная Россия — страна непрофессионалов, и в пропаганде сейчас, как и везде, полно бездарей-троечников-невежд. Им просто не по силам создавать годный продукт, и российская пропаганда такая же бесталанная и неграмотная, как и её создатели.
Мне время от времени приходится общаться с журналистами центральных изданий, и иногда я диву даюсь, насколько они неграмотны — им объявление нормального нельзя поручить написать.
А вот контр-пропаганда, сосредоточенная в интернете, куда даровитее и интереснее — ее нередко делают способные люди, которым, как и многим российским дарованиям, не находится места в официальной информационной системе.
Так что с российской пропагандой дела обстоят примерно так же, как с российским космосом, инновациями и прорывами — совсем хреново.
И это совсем неудивительно в стране, где хорошо получается только качать нефть, пилить бюджет и грабить население.