«Когда человек ищет, чем подтвердить свои параноидальные идеи, он всегда находит»
(В. Пелевин).
Параноики нередко бывают очень умными людьми, и они прекрасно пользуются своим умом во всех случаях, кроме тех которые касаются их возлюбленной и тщательно выстраиваемой паранойи.
В «больной» области параноик твердо верит в некую бредовую идею, не принимает никаких возражений, не допускает никаких поправок, вполне умея при этом фильтровать все остальное.
Например, умный сталинист может обнаруживать свой замечательный разум в науках или в оценке бытовых ситуаций, но как только речь зайдёт о Сталине вы столкнётесь с полным отсутствием рефлексии, с системой мышления, главная задача которой — оправдать собственное безумие.
Он будет искажать очевидное, если речь идёт о предмете его мании, но согласится с теми же утверждениями, если они касаются чего-то подобного.
Для него культ вождя в фашизме отвратителен, но сталинский культ — это свидетельство подлинной любви народа к этому великому человеку, и поэтому не только оправдан, но и прекрасен.
А если возразить ему, что и фашисты говорили то же самое, он скажет, что вы враг народа и сознательно лжёте.
А рабский труд в ГУЛАГЕ сталинист оправдает необходимостью исправлять людей, а заодно и расскажет об экономических успехах, которые благодаря этому были достигнуты, но будет возмущаться ужасами фашистских концлагерей.
Если же вы скажете, что между ними нет принципиальных отличий, даст вам по шее.
Тут и всплывут неспособность больного ума сводить концы с концами, без которой параноика нельзя было бы отличить от здорового человека, и агрессия, защищающая манию, всякий раз, когда рациональных объяснений не находится.
Если же вы заговорите с умным националистом, то он кинется доказывать вам, что русский национализм – это вовсе не национализм, просто русские — особая нация, они лучшие, и это всем известная объективная реальность, а отрицают это только враги и завистники.
Но попросите его взять интеграл — и он с этим блестяще справится.