Ритейлеры бытовой техники начали подстраиваться под покупателя

0
3584

Независимое аналитическое агентство «Инвесткафе» опубликовало результаты анализа продаж на рынке бытовой техники в РФ.

По мнению аналитика Юрия Козлова, из-за кризисных явлений в экономике страны российские сетевики активно подстраиваются под покупателей.
Так, по данным GFK, за первое полугодие нынешнего года продажи бытовой техники в физическом отношении упали более чем на треть. Причинами этого стали падение стоимости российской валюты, а также экономическая ситуация в России в целом.

К примеру, продажи телевизоров упали на 31,6% в рублях и на 55,5% в количестве штук. Те же самые тенденции наблюдаются в падении продаж стиральных машинок (12,6 и 42,8%), компьютеров (24,3 и 50,6%), фотоаппаратов (30 и 54,3%) и пылесосов (17,7 и 46,1%).

Единственным исключением из этого правила стали мобильные телефоны и смартфоны. Если количество проданных гаджетов за первое полугодие 2015-го упало на 31,9%, то в рублевом эквиваленте их продажи даже выросли — правда всего на 4,4%. Это говорит о значительном росте цен именно в этом секторе бытовой техники.

Часть региональных ритейлеров не выдержали колебаний рынка и начали закрываться. Среди таковых называются компании «Телемакс» и «Киберри», — они закрылись в 2015 году. Недалеко от них ушел «Белый ветер цифровой», находящийся в стадии процедуры банкротства.

Напомним, еще в феврале «Фонд общественного мнения» (ФОМ) публиковал свои опросы на эту тему, предупреждая о падении продаж в этой сфере не менее, чем на 50%. именно столько россиян уже к тому моменту начали экономить на непродовольственных товарах.

К такому обороту событий успели приготовиться крупнейшие на рынке ритейлеры — компании «Эльдорадо» и «М.Видео». Стоит отметить, что данные торговые сети показали абсолютно разные сценарии работы в кризисный период.
Так, руководство «Эльдорадо» с начала года открывает универмаги, в которых, помимо традиционных, «эльдорадовских», появился широкий ассортимент других непродовольственных товаров.

В их число входят инструменты, кухонные принадлежности, игрушки и многое другое. Причем, сеть начала сосредоточение на маленьких городах с населением менее 100 тысяч жителей. Стоит отметить, что компания точечно заполняет ту нишу в субъектах РФ, которая слабо представлена крупными федеральными игроками.

Таким образом, доля «Эльдорадо» в 2015 году может составить до 4% продаж таких товаров, а в 2016-м — до 7%. До конца текущего года компания планирует открыть 50 таких универмагов и своих традиционных магазинов.

Стоит отметить, что компания постепенно начинает реализовывать свои товары, заказанные через интернет (их доля от общего объема продаж составляет 15%.
Именно такую стратегию выбрала другая крупная российская компания — «М.Видео». Ритейлер делает основной упор на онлайн-продажи, хотя в данный момент они не превышают 10% от общего объема.

Как отмечают эксперты, сильный бренд, уход региональных игроков и новая стратегия позволяют «М.Видео» оставаться «на плаву» и открывать новые торговые площади. Аналитик «Инвесткафе» Юрий Козлов считает, что потенциал роста акций этой компании достигает 100%.

Эксперт также отмечает рост различных маркетинговых акций в сфере продаж бытовой техники, показывающий, насколько активно игроки подстраиваются под покупателей.

«Так, одни используют в своих распродажах вариант 1+1, другие не поддерживают эту идею из-за неэффективности скидки на вторую покупку, а третьи и вовсе переходят на мультиформатную торговлю в надежде сохранить продажи на прошлогодних уровнях», — рассказывает Козлов.

Резюмируя исследование, аналитик дает более-менее позитивные прогнозы на ближайшее будущее. Он считает, что «на рынке электроники и бытовой техники наблюдается постепенное возвращение спроса со стороны покупателей и одновременно падение цены из-за некоторого укрепления рубля с начала года». При этом эксперт предупреждает, что ожидать возвращения на докризисный уровень цен в сфере продаж техники в ближайшее время не стоит.