Торгово-экономические отношения — одно из важнейших направлений в управлении регионом. Партнерство способно обеспечить региону планомерное развитие, стабильность и высокий уровень жизни граждан. Экономика Саратовской области показала высокую устойчивость в сегодняшних условиях, однако введенные против России санкции создали ряд осложнений. В связи с этим, 23 ноября, в общественной палате Саратовской области состоялось заседание круглого стола на тему «Развитие торговых отношений Саратовской области».
Продолжаем работать на экспорт
Вопрос торгово-экономического развития региона в сегодняшних условиях упирается в проблемы, связанные с экспортом продукции. Саратовская область полностью обеспечивает свои потребности в производимой продукции и имеет немалые доходы от продажи продукции за рубеж. Однако в отношении России искусственно создаются барьеры для торговли на экспорт, в связи с чем большая доля производителей планируют переориентировать свои торгово-экономические отношения с запада на восток. Выстроенные за многие годы каналы сбыта продукции потеряли свою актуальность, что привело к необходимости налаживать комплексную систему экспорта продукции в азиатские регионы.
«У наших компаний не остается выбора, кроме как уходить с одного направления на другое. Безусловно, это проблема и бизнес о ней говорит«, — подчеркнул специалист центра поддержки экспорта Аркадий Балаян.
Разработкой системы поддержки российского бизнеса сейчас активно занимается Российский экспортный центр. Для производителей организуются вебинары, на которых даются практические методы поиска клиентов и вхождению на рынок той или иной страны. Многие из них ориентированы на центральноазиатские регионы — Таджикистан, Казахстан, Дагестан, Киргизию, а также Китай, Тайланд, Вьетнам. Одним из самых благоприятных регионов для сотрудничества назвали республику Беларусь. Председатель комиссии по ЖКХ, строительству и благоустройству Елена Герчикова отметила, что помимо азиатского направления с Россией хотят сотрудничать в Бразилии, Мексике и ЮАР. Торгово-промышленная палата Саратовской области собирается провести мероприятия, связанные с вопросами сертификации российской продукции на международном уровне.
Поддержка малого и среднего бизнеса осуществляется по всем направлениям. Как отметил представитель Модульбанка Маммадли Руслан Нураддин Оглы, основная масса предпринимателей живет одним днем, так как не имеет финансовой подушки и в силу своей высокой загрузки не может полноценно управлять развитием компании на долгосрочную перспективу. При этом в России наблюдается рост продаж на маркетплейсах, которые стали фундаментом для роста малого и среднего бизнеса. Он также рассказал, что Модульбанк занимается обслуживанием только юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в связи с чем имеет глубокую аналитику проблем малого и среднего бизнеса и имеет наработанные алгоритмы решения этих проблем.
В качестве поддержки предпринимательства Модульбанк предлагает бесплатное расчетно-кассовое обслуживание и технологичную бухгалтерию с упрощенной системой налогообложения. Банк берет на себя часть бизнес-задач предпринимателей, предлагая продукты и услуги, которые помогают сэкономить на расходах и нарастить рентабельность. По этой модели в 2021 году заработала комплексная платформа с набором сервисов для продавцов на маркетплейсах. На сегодняшний день она способна помочь предпринимателю выйти на 4 торговые площадки: «Яндекс», «Ozon», «Wildberries» и «AliExpress».
Масштабируем внутренний рынок
Так или иначе, сотрудничество с партнерами с азиатский стороны будет налажено и принесет Саратовской области, как и остальным регионам России, взаимовыгодные торговые отношения. Экспорт продукции принесет большие доходы региону, однако помимо внешней торговли есть еще один немаловажный фактор, обеспечивающий развитие региона — инвестиционная политика. Введение санкций и вытекающая из них необходимость импортозамещения стали хорошей почвой для развития российских предприятий.
На сегодняшний день Саратовская область имеет инвестиционный портфель, включающий 170 реализуемых проектов, общая сумма которых превышает 800 миллиардов рублей инвестиций. За счёт них планируется создание 10 000 новых рабочих мест. За период 2022 года создано 915 рабочих мест, по итогам 3 квартала завершено 22 инвестиционных проекта, общей суммой в 6,8 миллиарда рублей.
Ряд инвестпроектов направлен на развитие торговой инфраструктуры. Одними из наиболее важных являются проекты в сфере транспортировки и хранения продукции. Яркими примерами таких проектов могут служить строящиеся складские и зерносушильные комплексы ООО «Плодородие», объем инвестиций — 210 миллионов рублей; энергоэффективный элеваторный комплекс «Петровские хлеба», инвестиции в который составили 350 миллионов рублей; комплекс для отгрузки зерна АО «Аркадак», а также загородный железнодорожный обход Саратовского узла, который позволит перевозить опасные грузы в объезд города, увеличив скорость перевозок и строящийся речной порт в Балаково.
Правительство области обратилось к компании «Wildberries» по вопросу строительства сортировочного комплекса, который появится в регионе наряду с пунктами выдачи. Он обеспечит 5 тысяч рабочих мест. Объем инвестиций — 7,5 миллиарда рублей. Компании оказывается содействие в поиске площадки.
Цифровые «кандалы» бизнеса
В наше время трудно представить торгово-экономические отношения без интернета. Информационные экосистемы, яркими примерами которых могут служить компании «Яндекс» и «Мэйл.ру», с точки зрения рыночной экономики представляют собой монополии. Отношения между сервисами внутри экосистем полностью определяются их руководством. Деятельность подобных IT-компаний практически не регулируется.
В качестве примера недобросовестной политики цифрового монополиста привели сервис «Яндекс такси». До его прихода в Саратовской области работало несколько таксомоторных компаний, таких как «Везёт», «Алло-такси», «Максим», «Метро». Они имели собственные автопарки, автомобили которых были в собственности компании, хорошо обслуживались и имели опрятный вид. Многие из автомобилей были переведены на экотопливо, а требования к кандидатам при трудоустройстве обеспечивали подбор добросовестных водителей.
Однако региональные таксомоторные компании не смогли соперничать с пришедшим в регион сервисом от Яндекса. IT-корпорация переманила клиентов и водителей более выгодными условиями, подкрепив свое предложение рекламной компанией и преимуществом в собственных поисковых сервисах. Но стоило конкурентам уйти с рынка, как Яндекс резко поменял условия, увеличив тарифы для пассажиров и комиссию с таксистов. Ситуацию усугубляет невозможность дать сервису полноценную обратную связь, так как при попытке пожаловаться на хамство или другое ненадлежащее поведение водителя клиент вынужден общаться с ботом.
Похожим примером может служить сервис «Яндекс заправки», берущие с заправочных станций 30% комиссию за услуги диспетчеризации привлечения клиентов. К слову, воспользовавшийся сервисом автомобилист также получает наценку на бензин, а полученные за заправку бонусные баллы он может потратить лишь на пользование внутренними сервисами Яндекса, такими как прослушивание музыки и онлайн-кинотеатр. Таким образом IT-компания компенсирует средства, взимаемые с обеих сторон, предоставлением нематериальных услуг, по сути «продавая воздух». Сервис «Аптека.ру» также берет комиссию как с покупателя, так и с продавца, в результате чего из бизнеса выкачивается доходность, превращая его в склад.
«Цифровая монополия поглотит все сферы и будет высасывать их них доходность.» — заявляет Елена Герчикова.
На компанию «Яндекс» неоднократно поступали жалобы от владельцев сервисов «Авито», Ivi», «2gis» и многих других. Предметом жалобы была политика цифровых монополистов, которые «душили» конкурентов путем предоставления значительных преимуществ внутри своей экосистемы. Реагирования антимонопольных служб на действия информационных монополистов носят единичный характер, и как правило, уже с запозданием, когда общественности уже нанесен вред.
Таким образом IT-компании получают доход как с бизнеса, так и с его клиентов, предоставляя услуги, качество которых сложно оценить из-за непрозрачной политики компаний.
«Агрессивность Яндекса известна. Если ты подписался на «Яндекс плюс», то отписаться от него невозможно. Вместо отписки они предлагают заморозить аккаунт, а потом месяц заваливают предложениями за рубль. Если ты не устоял и согласился — ещё полгода не сможешь отписаться«. — заявляет вице-президент ТПП Саратовской области по международному сотрудничеству Алексей Головачев.
По итогу изучений вопроса заседающие пришли к единому мнению, что IT-сервисы действительно нужны обществу, но они не должны столько стоить. Мировая практика по данному вопросу носит очень обширный характер. В Китае существуют собственные IT- системы, Европейские страны напротив, поддались влиянию корпорации «Google». Механизмы контроля этой сферы индивидуальны для каждой страны, и России предстоит выработать свои. Однако, прежде, чем заниматься решением вопроса, его надо четко сформулировать. Инициатива решения проблемы цифровых монополий поступает из разных регионов, и Саратовская область начинает работу над своими предложениями.