Проект «Свобода слова»: Олег Лимановский о судьбе авиазавода

1
3473

Наверно сегодня не каждый саратовец знает, что наш областной центр, как и вся область, была 4-м объектом в списке США по нанесению ядерных ударов (после Москвы, Питера и Киева) на СССР в случае войны. И на самом деле, опасались не только парка ядерных установок по всей области но и саратовских производств. Ведь именно в Саратове, на Авиационном заводе производили некогда технологичные проекты не имеющих аналогов в мире. Да, именно на том авиационном заводе, которого уже ни так давно — нет.
В прошлом — завод по производству комбайнов начала 30-х годов, переоборудованный под авиационный — сталинским указом в 1937 году, стал градообразующим предприятием в Саратове, на котором базировались ряд спортивных и культурных учреждений. В период Великой Отечественной Войны САЗ ковал громадным молотом победу. Рабочие работали круглосуточно, выпуская по 10-12 самолетов ЯК-1 и ЯК-3 (с 1943г.), которые прямо с завода улетали в бой. В тот же 1943 году, Гитлер лично приказал уничтожить САЗ, направив в Саратов армады нацистских бомбардировщиков. Предприятие было разрушено на 80%, но восстановлено за 3 месяца. Люди работали прямо на улице и под открытым небом, чтобы обеспечить Победу в воздухе. После войны на станках воздушного производства еще построят 1011 пассажирских самолетов ЯК-40 и 172 самолета ЯК-42 и ЯК-42Д. Также, в Саратове развернулось и создание уникального военного штурмовика с вертикальным взлетом ЯК-38, а ракетой, сделанной на САЗе, был сбит американский летчик-шпион Пауэрс. Но главное достижение саратовских инженеров — это ЭКИП (летающая тарелка) предназначенная для пассажирских перевозок, которая так и не смогла порадовать жителей планеты своей индивидуальностью в Мире. И как удивительно не силами Третьего Рейха, а легкой «Либеральной рукой». Но об этом, чуть позже.
Точнее, все началось немного раньше. В начале 90-х, градообразующий гигант получает сильное ранение «удар в спину». Последний крупный заказ 1993 года на создание для Китая 10-ти машин Як-42 за 120 млн. за каждую срывается. Застой 90-х резко сокращает производство и персонал завода. В цехах уже больше занимаются ремонтом самолетов, нежели их созданием. Долг предприятия увеличивается, приватизация проходит, как и везде на то время, с явными нарушениями. Хозяином САЗа (в виде контрольного пакета акций) становится его бывший директор Ермишин Александр Викторович. Остальные же акции распределены между «нижестоящим» руководством и заслуженными инженерами. В 2007 году завод подошел к стадии банкротства (последний самолет ЯК-42 был выпущен в 2003 году), началась продажа цехов и земли. Уже к 2010 году большая часть завода была распродана вместе с оборудованием. Персонал рабочих насчитывал около 200 человек, от некогда 30-тысячного коллектива. Вводится процедура банкротства и смена антикризисного руководства в лице Олега Фомина (депутата от «Единой России» в Пензенской городской Думе). Аэродром для испытаний самолетов «Саратов-Южный» сразу выставляется на продажу. А в 2011 году, 19 августа, САЗ официально прекращает свое существование. Кто его новый коммерческий хозяин – «секрет фирмы».
Сегодня на месте Великого авиационного гиганта располагается торговый центр «Оранжевый» с рядом магазинов и общепитов. Большая часть очищена и выравнена «катком», наверно для застройки новых жилых массивов, таких как «Авиатор». И, кстати, мало, кто знает, что под землей САЗа находится огромный бункер, в котором можно жить и выживать в случае ядерной войны. Да, возможно именно это на сегодня и затрудняет строительство на центральной его части, но для «либеральной руки» это дело времени, даже если оно так.
Судьба крупнейшего и градообразующего предприятия коснулась большинства граждан Заводского района, так как предприятие давало десятки тысяч рабочих мест (в 70-х годах более 30 тыс). Саратов тогда имел население более миллиона человек, но проблем с транспортом, безработицей и пробками не испытывал. Почему? Потому что в каждом районе были свои предприятия, которые имели шаговую доступность для рабочих, при этом ходил специальный транспорт, кстати, и внутри предприятий.
А ведь совсем недавно это было производство Союзного и Федерального масштаба, выпускающее не только гражданскую и военную авиацию, но и новейшие летальные объекты в виде летающих тарелок «ЭКИП», как уже говорил ранее. Которые легко бы заменили летательные суда в скорости, перевозу багажа, комфорте и безопасности. Но этому проекту было суждено умереть под обломками его «родителя САЗа», как ребенка в чреве матери. Не смотря на все попытки Ермишина найти финансирование везде, где только можно, даже в США на развитие ЭКИПа, ничем не увенчались. Визиты американских коллег на некогда секретный военный объект Саратова вызывали только радость крушения отечественных технологий, под голливудские улыбки и обещания помочь в финансировании.
Кстати об обещаниях, совсем недавно в 2014 уже году, из уст первых лиц региона прозвучали слова о намерении возрождать авиационный завод. Якобы есть инвестор, который рассматривает подходящие для строительства своего проекта города в который также внесли и Саратов. Но, что уже можно возродить на территории-могиле некогда крупнейшего предприятия области, большая часть земель которого давно распродана?

http://youtu.be/0P_vGyoKCs0