Эксперт ПИУ РАНХиГС об экологическом туризме на особо охраняемых природных территориях

Экологический туризм – явление относительно новое для российской экономики и в целом для рынка туристической индустрии. Ковидные годы показали, насколько увеличилась нагрузка от нахлынувшего потока туристов на территории природно-заповедного фонда, что, безусловно, крайне негативно сказалось на естественных природных свойствах. Расточительное потребление ресурсов чревато отрицательными последствиями для окружающей среды, флоры и фауны, повышенная чувствительность экосистемы может стать препятствием для развития туристической сети, с одной стороны, а с другой — будет способствовать освоению аборигенных территорий, создаст рабочие места, станет источником финансового пополнения бюджетов (Источник: ТАСС).

«Экологизация туризма во всем мире происходит ускоренными темпами и затрагивает самые разные сферы туристской индустрии», – считает эксперт Поволжского института управления имени П.А. Столыпина РАНХиГС, кандидат юридических наук, доцент Анна Алихаджиева.

«В настоящее время во многих странах разработаны и широко применяются разнообразные методики, позволяющие давать всесторонние оценки проектов туристского и рекреационного развития территорий еще на стадии их обсуждения и представления для внедрения.

С 1 сентября 2023 года вступили в силу поправки в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях». В основе изменений – статья, определяющая особенности и критерии туризма на таких территориях. 31 октября 2023 года вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации № 1811 «Об утверждении Правил расчета предельно допустимой рекреационной емкости особо охраняемых природных территорий федерального значения при осуществлении туризма», которое конкретизировало понятие рекреационной ёмкости и в целом определило нужные в природоохранном смысле расчёты в сфере природопотребления на территории особой правовой охраны. При этом стоит конкретизировать допустимые параметры осуществления рекреационной деятельности в случае привлечения инвестиций и основные принципы предоставления туристических услуг в пределах территорий ограниченного пользования.

Региональные власти и органы местного самоуправления (в зависимости от статуса ООПТ) обладают полномочиями устанавливать особенности рекреационной деятельности, перечни некапитальных строений, сооружений и объектов благоустройства. При этом, в законодательстве об особо охраняемых территориях важно конкретизировать пределы полномочий, с сохранением уникальности экосистем и, одновременно, не в ущерб концепции развития эколого-культурного и просветительского движения. Индивидуальный подход при определении рекреационной ёмкости следует расценивать как гарантию сохранения того или иного редкого вида или экосистемы.

В свою очередь типовые методики расчёта рекреационной емкости обеспечат туристическому бизнесу ясность, как развиваться в этой сфере, наметят ориентиры и возможные перспективы развития, улучшения территорий для туристов, определят границы дозволенного в контексте антропогенной нагрузки на территориях особо природоохранного, эколого-просветительского и исторического значения.

Российское законодательство в сфере экологического туризма находится на стадии своего формирования, но уже очевидно, что именно экотуризм открывает широкие горизонты для бизнеса, природные ресурсы нашей страны обладают огромным потенциалом, одновременно нуждаются в защите и соблюдении режима неистощительного потребления. России нужно придерживаться выверенной экономически целесообразной и природосберегающей политики использования рекреационных территорий. Для этого необходимо в текущем законодательстве определить обязанности лиц, занимающихся экологически ориентированным туризмом, детализировать экологические туристические продукты, озаботиться подготовкой квалифицированных кадров, сведущих в сфере экологического туризма», – полагает эксперт.