Александр Ермишин: Во всем ли виноват концессионер?

Мистическим образом мой анализ ситуации в ЖКХ на примере систем водоснабжения и водоотведения в Саратове, предложенный в посте от 10 января, за прошедшие пару недель оброс десятками «доказательств» в виде крупных коммунальных аварий по всей стране.

К сожалению, выводы, которые нам предлагают сделать из происходящего, и предлагаемые способы решения проблемы имеют, на мой взгляд, признаки очевидной манипуляции.

С высокой трибуны Государственной Думы предложен тезис о том, что причина происходящего кроется в концессионных соглашениях, и проблемы ЖКХ можно решить возвратом коммунальных сетей в госсобственность.

Между тем, Государственная Дума только что приняла Федеральный бюджет на 2024-2026 годы, в котором предусмотрено двукратное СОКРАЩЕНИЕ финансирования сферы ЖКХ к 2026 году. Скрин из официального «Бюджета для граждан» я поместил в качестве иллюстрации к этому посту (см. ниже).

В этой связи совершенно непонятно, каким образом передача коммунальных сетей в госсобственность улучшит финансирование, а соответственно и запустит модернизацию отрасли. Если бы приоритеты расходов бюджета переместились из правого верхнего угла картинки в левый нижний, тогда еще можно было бы об этом заикаться, а так…

В самой идее передачи сетей ЖКХ в концессию структуре, которая имеет возможность осуществлять крупные инвестиции и постепенно в течение десятков лет возвращать вложения через инвестиционную составляющую тарифа на ЖКУ, нет ничего невозможного или криминального. В случае с ООО «КВС Саратов» планировалось задействовать средства пенсионного фонда, которые по определению «без дела» лежат десятки лет, прежде, чем вернуться гражданину в виде пенсии. Сам Бог велел при ответственном поведении властей всех уровней задействовать их для финансирования подобных инфраструктурных проектов.

Попытка чиновников «перевести стрелки» на «недобросовестного концессионера» не состоятельна по нескольким причинам. Во-первых, и кадровая политика, и подбор концессионеров полностью контролируется государственными структурами. Во-вторых, «недобор» инвестиций в отрасль слишком уж похоже на сознательное решение того же государства. Согласно бухгалтерской отчетности ООО «КВС Саратов» на конец 2022 года (за 5 лет договора) удалось привлечь «жалкие» 2,668млрд. рублей из обещанных 6,2 млрд в первые три года и 13,4 млрд. рублей общих инвестиций. Будь это изначально запланированный обман граждан или внезапная смена приоритетов государственного финансирования уже после заключения соглашения, в любом случае это ответственность государственной власти.

Я полагаю, что невозможность в XXI веке обеспечить своим гражданам минимально приемлемый уровень жилищно-коммунальных услуг это проблема, которая должна решаться государством в приоритетном порядке. Модернизации сетей ЖКХ это задача такого масштаба, для решения которой, видимо, следует задействовать и бюджеты всех уровней, и средства пенсионного фонда, и фонда национального благосостояния и какие-то иные источники финансирования. К сожалению, мы до сих пор наблюдаем совершенно иные приоритеты в распоряжении национальным богатством, которые, по моему мнению, не отвечает базовым интересам большинства граждан.

Причина упадка жилищно-коммунальной сферы по всей стране кроется, не побоюсь этого слова в том, что государство, в лучшем случае, обозначает деятельность, а по факту натурально игнорирует принципы социального государства, заложенные в Конституции, в том, что касается ЖКХ.

Единственное, чем государство занимается исправно и регулярно, это повышением тарифов на ЖКУ. Что характерно, расторжение концессионного соглашения в Саратове не привело к снижению тарифа для населения, в опережающий рост которого была заложена инвестиционная составляющая концессионера, а должно было привести! Граждане через тариф не только финансируют текущую деятельность, но и «возвращают инвестиции», которых не случилось, и по мысли чиновников и нашем молчаливом согласии так и продолжат их опережающими темпами «возвращать», только уже не концессионерам, а в распоряжение тем же чиновникам.