Александр Ермишин: Как оздоровить муниципальные бюджеты

В предыдущих постах я сформулировал предложения по назревшим изменениям в налоговом и бюджетном кодексах, которые касаются формирования доходной части бюджетов всех уровней. Сегодня поговорим о том, как оздоровить муниципальные бюджеты с точки зрения оптимизации расходов.

Основные расходы муниципальных бюджетов приходятся на статью «Образование». В бюджете МО «Город Саратов» по этой статье проходит более половины (а именно 54,7%) всех расходов муниципального образования. Примерно такие же цифры в диапазоне от 50 до 60% фигурируют в бюджетах других муниципальных образований региона. При этом доля собственных доходов МО «Город Саратов» составляет всего 41,9%. А 58,1% это безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной системы РФ. В других муниципалитетах региона доля собственных доходов и того меньше и подчас не превышает 20%.

Абсурд действующего бюджетного алгоритма состоит в том, что ВСЕХ собственных доходов, поступающих в муниципальный бюджет, не хватает на то, чтобы покрыть расходы по единственной статье «Образование»! То есть государство «делегировало» муниципалитетам обязанность по финансированию образования, не оставив необходимых для этого источников доходов, забрав основные себе. Реальность такова, что собственных доходов муниципальных бюджетов плюс-минус достаточно для финансирования всех остальных расходов КРОМЕ образования, а именно «общегосударственные расходы», «национальную экономику», «социальную политику», «ЖКХ с благоустройством» и даже «культуру и кинематографию» и «спорт». То есть, ПО ФАКТУ образование и так полностью финансируется из государственного бюджета за счет безвозмездных поступлений, имеющих, правда, иное целевое назначение.

Полагаю, что для оздоровления бюджетной системы, придания ей внутренней логики и приведения в соответствие с объективными реалиями необходимо законодательно перевести все образование с муниципального на государственное финансирование по аналогии с здравоохранением.

Это позволит наполнить реальным содержанием статьи Конституции РФ, в которых идет речь о России, как социальном государстве, снимет необеспеченную доходами нагрузку с местных бюджетов, а также создаст предпосылки для улучшения финансирования и повышения качества образования по единым государственным стандартам на всей территории государства.

С моей точки зрения федеральное финансирование образования гораздо логичнее и разумнее, чем федеральное финансирование «комфортной городской среды», строительства тротуаров, замены бордюров, укладки плитки и прочего благоустройства. С такими задачами вполне может и должна справляться самостоятельно муниципальная власть, освобожденная от непосильной ноши расходов на образование.