У жителей МКД должно быть понимание, что они – полноправные хозяева своих домов и фактические работодатели управляющих компаний. И именно с этой позиции необходимо выстраивать взаимодействие с УК. А чтобы стимулировать организацию, обслуживающую МКД, работать в интересах собственников, надо знать свои права и действовать, опираясь на букву закона.
Об этом и сфере управления МКД в целом говорили со старшими по домам и представителями УК в ходе «коммунального ликбеза». Планирую проводить подобные мероприятия в дальнейшем регулярно раз в месяц. Об этом на встрече просили граждане. Жилищное законодательство — обширный круг норм, связанных с реализацией и защитой прав граждан, организаций и органов власти в сфере жилищных правоотношений. Считаю, что необходимо помогать людям разбираться.
Подробно обсудили с жителями формы управления МКД, разобрали их плюсы и минусы. Особое внимание уделили теме совета многоквартирного дома. Жилищный кодекс указывает, что такой орган должен быть в МКД обязательно. Это первая ступень контроля за деятельностью управляющих организаций и эффективный инструмент консолидации жителей вокруг проблем дома.
Надо учитывать, что быть членом совета, а тем более его председателем – серьёзная, кропотливая работа. У этой структуры большой круг полномочий и обязанностей. Принимая это во внимание, ещё в 2015 году на федеральном уровне было закреплено право собственников назначать вознаграждение членам и председателю совета за их деятельность. Как выяснилось во время вчерашней встречи, большинство людей об этом не знали. А между тем, это важная и нужная мера — мотивация активнее отстаивать интересы соседей. Подчеркну, добросовестные УК тоже заинтересованы в создании совета. Инициативная группа жителей будет помогать оперативной отработке возникающих проблем.
Также обсудили с жителями механизм действий со стороны собственников в случаях, когда к УК есть претензии, или же организация систематически не выполняет своих обязанностей. Важно вести регулярный контроль за работой УК, фиксировать нарушения. Собственники платят за услуги деньги, и спрашивать с компании за плохую работу – их неотъемлемое право. Кроме того, собственникам надо помнить, что управление домами – это рынок, огромное поле коммерческой деятельности. Они не «привязаны» к УК. И могут отказаться от её услуг так же, как и наняли компанию для работы. Перспектива потерять источник дохода всегда выступает отличным стимулом для предпринимателя изменить подход к своему делу.
Рассказал также жителям о вступивших в силу законах и поправках, касающихся сферы ЖКХ, и, в частности, управления МКД. Продолжу размещать информацию на эту тему в соцсетях.