Не выходит из головы информация, озвученная на депутатских слушаниях в городской думе по вопросу развития МУПП «Саратовводоканал», состоявшихся в прошлую пятницу.
Есть два уровня восприятия проблемы. Поверхностный и, не побоюсь этого слова, обывательский, который можно опознать по конструкциям типа «хватит забивать чопики!», «сколько можно копать в одном и том же месте!», «опять потекло (опять отключили воду)!», «наконец-то пришел концессионер (наконец-то избавились от концессионера), теперь все наладится!)», «почему не исполняются предписания и канализация продолжает течь прямиком в Волгу!?» и т.д. И содержательный, когда есть желание и возможность, оперируя цифрами, что-то посчитать и спрогнозировать. В итоге справиться с эмоциями все-равно сложно, но попробуем.
Как вы, наверное, знаете, с начала года расторгнут договор концессии и сети водоснабжения и водоотведения в Саратове вернулись под управление МУПП «Саратовводоканал». Из докладов профильного заместителя мэра и руководителя МУПП следует, что общая протяженность сетей составляет 2689км, 80% которых нуждается в замене или реконструкции. При этом с начала года «уже заменены 2км 400м сетей разного диаметра». Простейшие вычисления показывают, что это не дотягивает даже до 0,1%, поэтому использовать наречие времени «уже» в официальном релизе на сайте мэрии довольно спорно. Даже с учетом планов (2,6 км. новых сетей и 5,3 км в рамках капитального ремонта) амбиции на год ограничиваются долей в 0,3% от общей протяженности сетей (и это не считая бесхозяйных, о которых отдельный разговор). Как не сложно догадаться, такими темпами мы все починим через 300 лет. Это как если бы мы сейчас закончили строительство (реконструкцию) чего-либо, что начал император Петр I, и по этому поводу установили ему памятник на площади перед речным вокзалом…
Зайдем со стороны денег. В докладах была озвучена цифра в 38 млрд. рублей как оценочная сумма необходимых инвестиций в инфраструктуру водоснабжения и водоотведения Саратова. Из того же доклада следует, что существующий тариф позволяет предприятию лишь осуществлять текущую деятельность по ликвидации аварий, не накапливая долгов, то есть «сводить концы с концами». На развитие может быть выделено что-то около 200 млн. в год. Видимо, именно на эти средства были выполнены работы, упомянутые в предыдущем абзаце. Пропорции примерно те же – 0,5% от потребности, но мы уже откатываемся «всего лишь» на 200 лет назад и оказываемся в эпохе Александра I Благословенного.
Не совсем понятно, из каких соображений, но МУПП сделал заявку на финансирование на 2025 год в сумме 1 млрд. рублей, которое может состояться только, если город войдет в некую формирующуюся федеральную программу, связанную с водой. Собственных средств в региональном и, тем более, муниципальном бюджете при существующем алгоритме распределения собираемых налогов под это нет и не предвидится. На полях заметим, что инвестиционные планы и возможности муниципалитета выглядят крайне бледно даже по сравнению с провальной инвестиционной программой бывшего концессионера. Таковы бюджетные реалии, увы.
Отдельно следует упомянуть (и я упомянул на депутатском часе) о проблеме бесхозяйных коммуникаций. Любые планы по развитию имеют мало шансов на реализацию в случае, когда часть коммуникаций, завязанных в единую сеть являются бесхозяйными, то есть об их наличии, тем более о техническом состоянии планировщикам не известно. Реалии таковы, что любая вводимая в эксплуатацию жилая новостройка, как правило, генерирует бесхозяйные коммуникации, о которых городу ничего не известно до тех пор, пока что-то не потечет. Наиболее яркий и близкий мне пример – КНС в поселке «Изумрудный», которая годами сбрасывает неочищенные сточные воды на рельеф местности и оттуда в Волгу. О намерении профинансировать ее реконструкцию в 2025 году отдельно сообщил докладчик, однако предыдущие два года работы не финансировались, хотя еще в конце 2022 года оборудование по суду было передано в муниципалитет. Полагаю, что необходимо срочно менять регламенты, позволяющие появляться бесхозяйным сетям вокруг каждой новостройки.
Что еще необходимо менять? В первую очередь приоритеты расходования бюджетных средств в пользу статей, финансирующих инфраструктуру, обеспечивающую мирную повседневную жизнь граждан, и резать «косты» по другим направлениям. Системы водоснабжения и водоотведения — всего лишь одно из проблемных мест, хотя и наиболее близкое и понятное всем. Требуемые вложения в масштабах страны огромны и не могут быть решены на уровне муниципалитетов. Уверен, что это очевидно и депутатам, однако в такой плоскости они вопрос не ставят. Почему – предположите самостоятельно.