Модный выговор, или Острые грани патриотизма

0
1934

Весь этот год проходит под знаком празднования 70-летия Победы. Для россиян – в Великой Отечественной войне. Для Украины, как выяснилось в последний момент, – во Второй Мировой. Так или иначе, но круглая годовщина подразумевает стандартный набор мероприятий – от объявления амнистии (тем, кто не имеет к празднуемым событиям никакого отношения) до соответствующей тематике конкурсов студенческой самодеятельности (аналогично). Ветеранам пришлют по открытке, проведут (насколько позволяют бюджетные средства) парад на центральной площади каждого более-менее крупного города. После чего местные градоначальники с облегчением отчитаются о выполнении ответственного государственного задания и займутся своими (в смысле – своего муниципального образования) делами.

Однако, тема Великой Отечественной для современного российского общества не исчерпывается неизбежным официозом. По сути, это фундамент, который скрепляет разрозненные социальные группы, придает им относительное единство и делает возможным понимание того, что, во-первых, мы живем в одной стране, а во-вторых – этой стране есть чем гордиться.

Тема отношения к прошлому вообще сложна. В конце концов, никто не в состоянии преодолеть естественный ход времени, когда острые углы сглаживаются, а многообразие деталей постепенно превращается в набор стандартных мифологем. Не в том смысле, что эти события выдуманы, а в смысле, что они начинают восприниматься подрастающими поколениями как свидетельства глубокой древности, где реальность и фантазия сплетаются в единое целое. Мало кто испытывает – согласитесь – ненависть к шведам за Северную войну начала XVIII века… Так вот, большой разницы для современного подростка между Александром Невским и Георгием Жуковым нет. Униформа, конечно, разная, а так – принципиальная разница неочевидна.

Но визуальная эпоха диктует свои законы. Любое значимое событие должно быть наглядно, поэтому и появляется потребность в символах, которые позволили бы подчеркнуть связь между прошлым и настоящим.

Уже несколько лет в России проходит акция «Георгиевская ленточка». Проходит по городам и весям, расцвечивая майские дни в оранжево-черный (так и хочется сказать – почти «билайновский») цвет и оставляя свои следы в виде выцветших клочков ткани на антеннах иномарок. Отношение к этой акции двойственное. С одной стороны, определенную ознакомительную функцию она выполняет – не один раз доводилось наблюдать, как ветераны утирают слезы радости при виде украшенных ленточками тинейджеров. С другой – получается, что для приобщения к памяти о той Войне (с большой буквы) достаточно раз в год украсить себя ленточкой. Не слишком ли малое воздаяние за ту цену, которую пришлось когда-то заплатить? Вопрос, конечно, риторический, но от этого не менее уместный.

Вопрос заключается в различении всего двух понятий, которые в сознании молодежи тесно переплелись – «бренд» и «символ». Если символ важен не сам по себе, а лишь в силу отсылки к какому-то смыслу, то бренд самодостаточен, не отягощен излишней «глубиной» и уже одним этим удобен. «Георгиевская ленточка» незаметно из символа превратилась в бренд, а, значит, ее использование уже подчиняется законам рыночной экономики, порождая на свет такие вопиющие сюжеты, как бутылки водки, украшенные праздничными ленточками (эти и другие образцы современного российского «поп-арта» см. в фото-галерее). Да что тут далеко ходить! На одном из «секонд-хэндов» Саратова красуются узнаваемые георгиевские цвета, вызывая в сознании любого немного задумывающегося горожанина (иногда такие все еще встречаются в губернском центре) вопрос о смысле одержанной победы.

Чего стоили все жертвы, если георгиевская символика обозначает место распродажи подержанных европейских вещей? Не кощунство ли это над памятью дедов и прадедов? Кощунство, но, парадоксальным образом, ненамеренное. Оно порождено не стремлением «насолить» или унизить, а самым обыкновенным неумением различать, что можно, а что нельзя, что допустимо, а без чего стоит обойтись. Неумение-то обыкновенное, но вот из обыкновенных вещей и вырастают самые страшные проявления человеческой природы. Недаром Михаил Ромм свой документальный фильм, посвященный все той же войне, так и назвал – «Обыкновенный фашизм».

Вот и сейчас – многие ли из опрошенных смогут ответить на вопрос о том, что означают цвета «георгиевской ленточки»? К какому военному ордену времен Великой Отечественной войны (и к какой медали) относились эти цвета? Многие ли смогут выявить взаимосвязь между гвардейской лентой (а именно так называлась черно-оранжевая лента в советской наградной системе) и схожей лентой ордена святого Георгия, относящейся к Российской империи и отмененной одним из первых декретов Советской власти? Да и еще проще: учитывая, что война прошлась по каждой семье, перечислить те сражения, в которых принимали участие их предки? Очень немногие. Поэтому проще размалевать рекламный плакат и наштамповать черно-оранжевые ленты для привязывания на товары. Как говорится, «это бизнес, ничего личного». Да и целевая аудитория довольна.

В знаменитой повести Джерома «Трое в лодке, не считая собаки» есть сцена, когда участники путешествия собираются готовить рагу, сваливая в котел все продукты, которые нашлись на лодке. Пытается внести свою лепту в готовящееся блюдо и пес, который приносит в зубах свежепойманную крысу. Поступок, конечно, достойный уважения, но добавлять такой ингредиент в общий котел почему-то не хочется.

И прав был Сократ, когда утверждал, что все люди по природе своей добродетельны, но мешает им быть таковыми лишь отсутствие знаний о различении добра и зла. Современные подростки, делающие «георгиевские ленточки» элементом своего имиджа, не злы сами по себе. Это просто дети, которых забыли научить. Проблема только в том, чему они сами смогут научить следующее поколение.