Среди российских министерств и ведомств есть несколько загадочных организаций, функциональное назначение которых вполне понятно, но вот эффективность, откровенно говоря, оставляет желать лучшего. У каждой из них есть свой «фан-клуб», состоящий из различных категорий граждан, которым не повезло оказаться в сфере ведения одной из таких контор. Банкиры откровенно недолюбливают министерство экономики, абитуриенты и их родители посылают сдержанные проклятия в адрес министерства образования и науки, футбольные болельщики не долюбливают министерство спорта. Но есть одна организация, которая вызывает повышенное проявление эмоций со стороны всех категорий населения. Просто потому, что обойти ее, к сожалению практически невозможно, а удержаться от эмоций заведомо нереально. Позвольте представить – «Почта России».
Благородная миссия этой организации, заключающаяся в поддерживании связей между отдаленными уголками нашей необъятной Родины, к сожалению, оказалась оттеснена на задний план более приземленными интересами – продажей газет, выдачей пенсий и оформлением льготных проездных билетов. Итогом подобной многофункциональности стала необычайно возросшая посещаемость почтовых отделений той категорией граждан, которой, в основном, эти жизненные блага предназначены, а именно – пенсионерами.
Банки и вокзалы переходят на новые технологии: в них появляются терминалы и ровные ряды стульев, на которых испуганно жмутся к краю старушки, держа в руке в качестве индульгенции от любой напасти собственноручно выбитый талончик. И только почтовые отделения, как последние бастионы павшей империи, остаются заповедником сугубо советских очередей, где можно стоять с утра и до посинения, ведя пристальный подсчет естественной убыли не выдержавших испытания граждан и заранее заготовив классический слоган советских магазинов: «Вас тут не стояло!» Чем, в конце концов, не клуб «Для тех, кому за шестьдесят/семьдесят/восемьдесят…»? (нужное подчеркнуть)
Справедливости ради следует отметить, что саратовский Главпочтампт тоже сделал несколько шагов по пути прогресса, обзаведясь соответствующей системой, но даже тут остался верен традициям. Наряду с появлением талонов и сидений, число готовых оказать соответствующие услуги почтовых работников резко сократилось, поэтому очереди никуда не делись, а приобрели лишь немного более комфортабельный вид.
Так что консерватизму почтовых служащих, их приверженности проверенным методам работы с клиентами можно только позавидовать. И при этом нельзя сказать, чтобы «Почта России» и ее работники совсем не обнаруживались на новостных лентах… То глава отделения пенсию украдет, да причем в масштабах целого района, то посылки в промышенном масштабе начнут пропадать, то еще какая-то напасть случится. В общем, проклятое место.
Особенно не везет случайно забредающим в почтовые дебри недопенсионерам, которые, в силу недостатка возраста, еще не приобрели бесценное умение проводить несколько часов в ожидании доступа к заветному окошечку. Попытка забежать на почту во время обеденного перерыва терпит вполне предсказуемый крах уже после первого вопроса «Кто последний?», попытка успеть после окончания рабочего дня завершается неприятным сюрпризом в виде закрытой двери, поэтому остается только пренебречь своим рабочим или учебным графиком ради выполнения неписанного ритуала стояния в очереди. Как ни старайся минимизировать посещение почтовых отделений, но деваться некуда – вещи и документы по электронной почте пересылать пока не получается.
Если в 90-ые годы многофункциональность почт позволила им благополучно выжить, то сейчас она превращается в тяжелый камень на шее, что особенно чувствуют на себе работоспособные слои населения, которым доводится периодически иметь дело с данным заведением. В конце концов, газеты должны продаваться в киосках Роспечати (пока они окончательно не превратились в окаменелые останки юрского периода), пенсии переводиться на карточку, а почтовые работники должны заниматься своим непосредственным делом. Отправлять и получать посылки, оформлять переводы, наклеивать марки и взвешивать бандероли, а затем уходить домой с осознанием хорошо выполненного долга, а не с тяжким грузом упреков за не полученную вовремя посылку или затерявшийся на бескрайнем перегоне из Саратова в Волгоград конверт.
Впрочем, стоит ли только о плохом. В России, как известно, всегда есть повод что-нибудь отметить. Вот сегодня этот повод есть и для сотрудников почтовых отделений, ибо отмечается 25 марта День почтовой открытки. Конечно, для подавляющего большинства сограждан словосочетание «почтовая открытка» ассоциируется уже не с глянцевой картонной карточкой, а с небольшим файлом в формате jpg, но тем не менее… Праздник есть праздник, поэтому нужно поздравлять, делать подарки и посылать поздравления (желательно, не по почте, а то к следующему празднику как раз и дойдет). Жаль, конечно, что «Почта России» — это не Газпром, а то бы команда креативщиков быстро бы развернула пиар-кампанию, итогом которой стала бы невиданная раскрутка этого бренда среди ошарашенных потребителей почтовых услуг. А так приходится своими силами выкручиваться… Ну что же, чем сможем – тем поможем. Подкинем, так сказать, парочку слоганов, ну например:
«ПОЧТА РОССИИ. ХОТЕЛ УЛОЖИТЬСЯ В ПОЛЧАСА? МЕЧТЫ НЕ СБЫВАЮТСЯ…»
«ПОЧТА РОССИИ. СПАСИБО ЗА БЕСЦЕЛЬНО ПРОЖИТУЮ ЖИЗНЬ…»
«ПОЧТА РОССИИ. НАМ БЫ ДЕНЬ ОТСТОЯТЬ, ДА НОЧЬ ОТЛЕЖАТЬСЯ!»
Глядишь, и раскрутится «Почта России», приобретет лоск и глянец, и станет даже престижным небрежно ронять в разговоре, что тебе завтра предстоит забирать бандероль, или обсуждать на светском рауте подбор марок для заказного письма. Главное – что-нибудь для этого делать. Не откладывая, так сказать, в долгий почтовый ящик.