«Не ищите в моих книгах иной темы:
все, что мной написано – написано о войне» (К. Симонов)
3 апреля в 14:00 Государственный музей К.А. Федина открыл новую выставку из фондовой коллекции «К. Симонов. В дни войны и мира».
Основу выставки составляют более 100 фотографий известного советского фотокорреспондента Е.А. Халдея, которого связывала с К.М. Симоновым многолетняя дружба с 1942 фронтового года до 1979 – последнего года жизни писателя. Фотографии, представленные на выставке, запечатлевшие и «минуты мира», и «минуты войны», поражают нас своей удивительной правдивостью и художественной завершенностью. Не просто лицо, а личность Симонова предстает в работах замечательного фотохудожника. Все снимки были переданы Е.А. Халдеем музею в 1984 году и впервые экспонировались в его стенах в канун 40-летия Победы. Так что эта выставка не первая в стенах музея, но новая. Для многих сегодняшних молодых зрителей, привыкших разглядывать глянцевых котиков в Фейсбуке, черно-белая стилистика военной фотохроники будет непривычной, но именно мастерство выражения в скромных черно белых тонах придает особое ощущение сопричастности к истории.
Показательную экскурсию по ней в день открытия провела Ирина Владимировна Ткачева, старший научный сотрудник музея, до этого в течение многих лет бывшая его директором. Сразу видно и слышно по домашним интонациям Ирины Владимировны – она рассказывает не о постороннем человеке, а о близком, почти родственнике. Она знает на память и с домашними интонациями читает военные стихи К. Симонова о войне, рассказывает об обстоятельствах, при которых они написаны, как вышли в большую печать так, как будто об этом ей рассказывал сам Симонов.
Ее рассказы о том, что изображено на фотографиях, как появилось то или иной фото напоминает о том, что Симонов писал не только газетные публикации, но и самые трогательные стихи всегда о том, что пережил сам, в чем участвовал. Когда Ирина Ткачева читала строфы из «Открытого письма», стихотворения, которое Симонов написал по материальной истории, которая случилось, при нем, когда письмо от жены, отказавшейся от отношений с погибшим лейтенантом, пришло в день его смерти, у меня на глаза наворачивались слезы. И как выяснилось из книги отзывов прошлых выставок, не у меня одного.
«Мы его в школе не учили. но оно меня так впечатлило, что я выучила и рассказала его всему классу. у всех глаза были на мокром месте…… потрясающее стихотворение. Алена Коканова.»
Одно это оживление отношений с военной поэзией Симонова дорогого стоит.
Помимо фотографий на выставке представлены материалы из архива К.А. Федина Это не только положено по статусу музея, но и необходимо для раскрытия поворота темы – как Симонов оказался нашим земляком. Писателей много лет связывали узы дружеских отношений. Познакомились они еще до войны, сотрудничали в редколлегии журнала «Новый мир». Особой точкой соприкосновения для писателей стал Саратов. К. Федин родился и вырос в Саратове. К. Симонов четыре года, с 1927 по осень 1931, прожил в нашем городе. Здесь он окончил семилетку, работал токарем на инструментально-механическом заводе «Универсаль». В Саратове он начал писать стихи, часть которых была опубликована в 1934 году в сборнике молодых поэтов «Смотр сил». Поэма «Первая любовь», пьеса «Парень из нашего города» – юность героев этих произведений проходит в Саратове. Воспоминанием о нашем городе и школе, в которой поэт учился, является стихотворение «Сакко и Ванцетти». В своем последнем произведении «Глазами человека моего поколения» Симонов вспоминал, что именно здесь, в Саратове, ему пришлось проститься с детством. Был арестован его отчим, который преподавал в саратовской военной академии, и ему, пятнадцатилетнему мальчику, пришлось взять на себя заботу о семье.
Свидетельством теплых дружеских отношений Симонова и Федина являются письма К. Симонова, трогательные автографы на книгах поэта, подаренных старшему товарищу по перу. Старинное дорожное бюро начала XIX века, подаренное Федину Симоновым, является одним из уникальных предметов выставки.
Особую атмосферу на выставке создает интерьерный уголок «Ожидание», иллюстрирующий одно из самых знаменитых стихотворений К. Симонова «Жди меня». В этом уголке выставлены подлинники писем на войну, которые писали бойцам жены и дети. Именно подлинность этих треугольничков, в которые сворачивали письма фронтовикам, поскольку конвертов не было, придает этому уголку настроение щемящей правды, уводит от государственной праздничности и помпезного патриотизма в тихие воды подлинных томлений ожидания и надежды.
Симонова часто спрашивали: «Со времени окончания Второй мировой войны прошло уже много лет, надо ли продолжать писать о ней?» Симонов отвечал: «Отвечу то, что думаю сам. Да, надо! <…> Люди, которые хотят, чтобы эта война действительно называлась последней, должны, думая о мире, особенно хорошо помнить уроки этой войны».
В экспозиции представлена богатая коллекция автографов Симонова из Зональной научной библиотеки СГУ, а также издания прозы, пьес, мемуаров Симонова из Саратовской областной библиотеки для детей и юношества им. А.С. Пушкина.
Выставка дополнена плакатами, документами, фотографиями, письмами, наградами, предметами военного быта из домашних архивов И.В. Ткачевой, Т.И. Сыромятниковой, Е.Ю. Башкировой, из частных коллекций Е.И. Спицына, К.В. Слепышева.
Выставка безусловно достона того, чтобы ее посещали не только организованные группы школьников. Её стоит посетить, чтобы побродить по ней в одиночестве, прикоснуться к истории. В ней есть то, что не часто встречается в музеях – подлинность не только вещей, но и подлинность чувств.
А. Шминке.