На прошедший 22 апреля спектакль МХТ имени Чехова «Контрабас» с участием Константина Хабенского в зале театра драмы собрался полный зал. Саратовцы увидели необычную постановку молодого режиссера Глеба Черепанова по знаменитой монопьесе Патрика Зюскинда.
Константин Хабенский предстает перед собравшимися в непривычном виде. Вместо привычного романтического героя зрители увидели актера в новом амплуа одинокого и депрессивного контрабасиста, который с определенной самоиронией, скепсисом переживает свою депрессию, одиночество, крах жизненных смыслов и душевную пустоту. В жизни музыканта нет ничего, кроме контрабаса, который появляется в спектакле не из огромного футляра, а из шкафа, отсылая к мему «скелет в шкафу».
Постановка насыщена метафорическими смыслами, начиная с декораций спектакля. Матрасы, занавешивающие стены всей комнаты главного героя постоянно напоминают зрителям о стенах психиатрической лечебницы, которая, судя по состоянию контрабасиста была бы самым подходящим местом. Однако, Хабенский уточняет, что это специальная звукоизоляция для занятий музыкой. Желая доказать сказанное, герой снимает один из матрасов и открывает «окно». Сообщая, что за окном идет очень шумное строительство, он пытается перекрикнуть тишину, которую слышит зритель.
Подобные моменты свидетельствуют о пограничном состоянии героя, который должен по замыслу режиссера выразить «обмельчание души». Константин Хабенский удивительным образом выразил терзания среднестатистического неудачника, который по собственной глупости, желая проучить родителей, занялся нелюбимым делом. Следуя за рассказами главного героя, зритель все более погружается в его проблемы и вместе с персонажем теряет даже надежду на мечту. Однако, в завершении первого двухчасового акта герой открывает холодильник, внутри которого замерзла его мечта, его желание, его любовь. Это прекрасная певица Сара, которую герой вожделеет в своих мечтах.
В заключительном втором акте главный герой и его возлюбленная исполняют совместную партию, которая переносит действие в некую параллельную реальность, в которой мечты сбываются. Совместный дуэт производит странное впечатление: Хабенский с блаженной улыбкой исполняет застенчивую партию на контрабасе, а Ольга Воронина напоминает куклу, которая после исполненной музыкальной партии снова и снова выходит на сцену для поклонов. Константин Хабенский же сидел позади нее с контрабасом, словно оказавшись случайно. Однако, этот концептуальный замысел режиссера не помешал саратовцам, впечатленным увиденным действом, аплодировать и Ольге Ворониной, и Константину Хабенскому стоя.
Фото Наталья Пронина