А город подумал – ученья идут… Транспортный коллапс как репетиция

0
1764

Рано утром, без объявления (дальше так и хочется добавить – войны!) энергетическая компания отключила подачу электричества, тем самым, оставив трамваи и троллейбусы в депо, а толпы страждущих уехать людей – на улицах. Конечно, в итоге все более-менее разрешилось. Где-то все-таки пошли трамваи, где-то на маршрут вышли дополнительные автобусы, добавив несколько лишних рядов к уже привычным «пробкам»… Осталось лишь легкое негодование, да и умственные усилия многих доморощенных политиков по поводу того, как бы использовать столь замечательный шанс для дискредитации врагов и поддержки союзников.

Такое ощущение, что отголоски еще будут распространяться, периодически проявляясь на федеральных сайтах и уже оттуда возвращаясь в местную повестку дня. Но динамика новостей – вещь достаточно скучная и предсказуемая, несмотря на внешнюю хаотичность.

Вопрос даже в не в причинах. Ибо, если команда дана, то виновные будут найдены, а если не найдены – то назначены, а если не назначены – то впоследствии опознаны… В конце концов, современные финансово-технологические цепочки приобрели такую сложность и нелинейность, что случайный обрыв одного звена может привести к самым непредсказуемым последствиям. А кто именно обрыв цепочки совершил – пусть устанавливают соответствующие органы. Так что лучше перейти от политики к философии.

Когда-то итальянский писатель Умберто Эко уже предсказывал угрозу возвращения Средневековья, причем на примере тотального отключения электроэнергии. Но если в его изображении картина приобретала брейгелевский масштаб и соответствующий оттенок всеобщего Апокалипсиса, то в случае с Саратовом все немного попроще. Не тот масштаб, так сказать…

Проблема ведь в том, что многие достижения цивилизации стали настолько привычными, что просто попадают в «мертвую зону» зрения. Иначе говоря, внимания на них мы уже не обращаем, а вот обойтись без них не можем. Даже само городское пространство  подстраивается под технические достижения. Ведь, в самом деле, обычное городское поселение эпохи Средних веков выстраивалось в соответствии с физическими возможностями человека – чтобы он мог дойти до нужного ему места и вернуться обратно, причем зачастую не один раз в течение дня.

В современном городе транспорт позволил сократить время перемещения, взамен расширив используемое пространство.  Причем данный процесс происходит настолько незаметно для современных горожан, что на невинный вопрос по поводу расстояния от Крытого рынка до Ленинского района следует вполне закономерный ответ: «Полчаса на трамвае!». Пространство измеряется в минутах (что вполне порадовало бы Альберта Эйнштейна), но проблема заключается в том, что достаточно всего лишь отключения электроэнергии, чтобы выяснился ряд неприятных подробностей. Например, что расстояние между этими точками составляет несколько километров, которые большинству трудоспособного населения преодолеть, в общем-то, по силам, но вот потраченное время оказывается совершенно нерентабельным с точки зрения продолжительности рабочего дня. Это все равно, что содрать с обитателя Изумрудного города зеленые очки, чтобы он с изумление обнаружил, что все эти бездарно потраченные годы он проживал в окружении обычного стекла.

Наверное, этот житель даже мог бы тут же выйти на улицы города с плакатом «Долой обманщика Гудвина!», но проблема-то ведь не в Гудвине, а в том обманывает нас сама цивилизация, внушая ложные чаяния и порождая уверенность в том, что на самом деле представляет собой достаточно хрупкий процесс.
Самое, конечно, обидное заключается в том, что первыми очевидцами этого нового Средневековья становятся наиболее незащищенные слои населения. Потому что у более-менее зажиточных горожан (тех, кто привыкли идентифицировать себя со «средним классом») есть самодвижущиеся кареты немецкого или японского производства, запряженные парой сотен лошадей, а вот у пенсионеров, школьников и причисляемых к ним по имущественному достатку бюджетников – таких средств спасения нет. Поэтому и остается полагаться на имеющиеся силы, соизмеряя свои потребности в посещении районов города со своими физиологическими возможностями.

Впрочем, транспортный коллапс прошел, позволив городским обитателям отделаться от воспоминаний о нем как от страшного сна, который забывается по мере наступления нового дня и наваливания новой кучи дел. Память человеческая коротка, поэтому и приходится периодически напоминать о том, что мы сами когда-то знали, но тут же постарались забыть.

Так что остается лишь наслаждаться хрупкими, но столь манящими плодами цивилизации, меньше ругать общественный транспорт (ибо без него все равно будет хуже)…А, ну да, и вовремя платить за электроэнергию. В общем, как пелось в песне-победителе средневековых хит-парадов «Гаудеамус», радуйтесь, ибо завтра можно уже не успеть…