или «где вы нашли в этой жизни гармонию?»
В этот солнечный субботний, почти летний день, 9 апреля, «галерея актуального искусства moreart» (именно так, все маленькими буквами, написано на буклете), что поселилась недавно в «Москве» на Московской, представила Саратову «выставку нетривиального творчества» «Гармония жизни».
Впрочем, о чем я, какому Саратову? По моим наблюдениям, в нашем городе на подобные мероприятия собираются почти одни и те же люди — близкий круг авторов и их знакомые, разбавленный чуть нечаянными ротозеями.
И вообще смысл подобных выставок в чем? «Искусство — в массы»?
Цель организации их ёрнически напрашивался сам — посмотреть друг на друга, потрындеть светски, ну и критично оценить работы коллег, гордясь своими в новом интерьере. Повод потешить свое эго. Хорошо, когда есть где и через кого.
О, да, еще фуршет. Иногда «за углом».
Посторонних любителей прекрасного обычно присутствует крайне мало.
Недостаток информации? Да. И других причин каждый для себя найдет достаточно. Сейчас вот дачи начались. А у героев сегодняшнего события-25 лет окончания «альмоматер», как выяснилось в процессе, и пленэр откладывается.
Однако тут доставила мне много удовольствия размещенная при входе в подвальную «галерею» выставка ярких детских рисунков на тему преддверия дня космонавтики и присутствие радостно волнующихся маленьких их авторов, вместе с гордыми родителями. «Космическое путешествие» называется.
Но и здесь, хоть с утра на улице и раздавались приглашения всем прохожим, чужих я совсем не приметила. Да и негде было бы им разместиться. Большая площадь отвелась ведущему в красной бабочке с микрофоном, без которого спокойно можно было обойтись, но с ним — величественнее! Сюда, как на сцену, по очереди приглашались виновники и почетные гости мероприятия для торжественных речей и получения/вручения грамот и почетных же листов от фонда «Добродетель» — «за участие в выставке», «за оригинальное раскрытие темы» (детям) и, в том числе, «за участие их в разработке логотипа» – черным- « more» и, слитно, красное «art».
… «Черное море — море искусства — черная смерть — смертельное искусство — больше искусства, большого искусства — красный арт….». Извините, навеяло. «Memento mori»…
«Если вы выставку назовете «Гармония хаоса», я не стану участвовать в ней»- сдали Бориса Глубокова. Был он по-прежнему внешне патлат и глубок внутри себя и своих картин. «Мы все живы, а, значит, мы все актуальны!» — словно уговаривал он кого-то.
Осматриваюсь. Скульптуры разного авторства будто из различных эпох — то скрупулезно вылизанные, то пугающе покрыты патиной у Сергея Саранцева, представленного как «скульптор высокого реализма».
«Играй гармонь» Валентина Белозерова напомнила гигантскую нэцке, а его же воздушная пирамида как гости из будущего, слепленные, казалось, из молочно-крепких мыльных пузырей детьми 70-х (судя по клёшам мальчика в основании). Мне повезло застать, как к ней подбежала стайка девчушек и одна из них, хвалясь подружкам, выдала, смущенно тыкая пальчиком в не совсем верхнюю часть композиции — «А это я!».
Более юные художницы бегали с разукрашенными мордашками, иногда теряясь средь толпы, не догадываясь пока, что «созданию картины предшествует психическое возбуждение», но проявляя собой его, родное психическое, « и перед открытием выставки», как и говорилось. Здесь, как на лабораторной по физике, иллюстрировали дети, не сговариваясь, тезисы долговыступающего — «энергия идет в будущее». И что «Саратов славится духовностью» демонстрировали тоже они, юные дарования, своими работами — в их космических ракетах летают не только белки-стрелки, но и кошки-мышки. Собачки же в скафандрах выходят уже в открытый космос, а космонавты высаживаются на Солнце и общаются с зелеными братьями по разуму.
Тут мне с грустью вспомнилась семейная история: родители приводят меня из садика домой, я, важно жестикулируя, рассказываю выученный там новый стих:
«Летит-летит ракета
Зеленого цвета,
А в ней сидит Гагарин,
Простой советский парень!»,
и в это самое время по радио объявляют о гибели Юрия Алексеевича…
Между тем преподаватели художки взывали к публике: «Ударим искусством по бездорожью!», и – «вдохновляйте нас, вдохновляйте!» ( к творцам), ведь «только так мы сможем выжить!»
Детки им в унисон пели: «Не теряем вдохновенья, ведь оно для нас спасенье!» и «Настоящее, хорошее, дарим всем друзьям добро! Все печали испаряются, на душе тепло!»
А взрослые –« Просим, чтобы зритель оценил творчество «не по заказу», а по совести и зову души», правомерно расчитывая, что « мы изменили лицо Саратова». И — « эти картины понятны», т.к. «с 13го года наступила эра постмодернизма», забыв второпях, видно, глянуть на требующие осмысления работы некоторых сегодняшних своих со-товарищей в соседнем отсеке, не очень приспособленном к наслаждению широким мазком.
Зато репертуар детских песен был тематически отлично подобран. Фразы «кончилась зима, и снова просыпается природа», «солнечная кисть на небе рисует» живо иллюстрировали тему собрания и стимулировали выйти на теплое солнышко, и освежали серьезных дядек в пиджаках, и я впервые увидела Глубокова так широко и радостно улыбающимся.
А в завершении программы вновь — песочная анимация от Анастасии Золотовой из «Созвездия». «Мы все по нему ходим, все на нем загораем» — пошарадил ведущий, похожий на профессионального тамаду.
Дышать уже становилось нечем, но творческие дети не заставили себя приглашать к песочному станку, шустрой стайкой сами ринулись в 10 рук создавать свою собственную гармонию жизни.
И пусть она у вас будет не такой зыбкой, но так же легко струящейся.
Однозначно нетривиальный художественный оксюморон получился.
Обошлось без фуршета (прилюдно).
Космического счастья вам!
Галина Карнаухова.