Александр Ермишин: Как мы спасали фрески на вокзале Саратова

Я думал, что меня сложно в хорошем смысле удивить и воодушевить в плане волонтерства чем-то новым, но нет… можно!

Ира и Лида специально приехали в Саратов, чтобы в разрушенном, частично без крыши и окон-дверей саратовском ж/д вокзале при температуре около нуля градусов при свете переносных фонарей и налобных фонариков пытаться спасти перед окончательным сносом живописные росписи советского периода на стенах вокзала. Людей не демотивирует ни тяжелые условия работы, ни несоответствие выполненной за день работы и всего объема, что предстоит сделать. Люди просто делают то, что считают важным, и главный мотор процесса — Лада Валькова, дочь художника.

Технология снятия фресок подразумевает укрепление живописного слоя снаружи специальным клеем, который по факту отказывается работать при соответствующей температуре и влажности – сворачивается. После консультации с московскими специалистами-реставраторами принимается решение подогревать/просушивать участки тепловыми пушками. Для того, чтобы это стало возможным в огромном неотапливаемом здании вокзала, пришлось быстро соорудить из подручных материалов передвижной «саркофаг» — мой скромный вклад в процесс на данном этапе.

Такой, не побоюсь этого слова, самоотверженный и даже героический для прекрасного пола мирный труд вызывает огромное уважение и, видимо, не только у меня, поскольку начальник ПривЖД упомянул про работу волонтеров по снятию росписей и анонсировал создание копий на стенах нового вокзала.