Вчера 8 октября депутаты на внеочередном заседании Саратовской городской думы приняли давно ожидавшуюся отставку главы города, определили состав конкурсной комиссии по отбору кандидатур на освободившуюся должность и назначили сам конкурс на 31 октября 2024 года, охарактеризовав процедуру как «законную, выверенную, отработанную и целесообразную».
Законность происходящего действительно не вызывает сомнений, поскольку все происходит формально в соответствии с действующим Уставом города. Как непосредственный участник предыдущей процедуры я могу согласиться, пожалуй, и с «выверенностью» и «отработанностью» в том смысле что она достаточно подробно прописана бюрократически и позволяет кандидату-фавориту как по рельсам заехать в кабинет на Первомайской, имея при этом видимость победы в конкурентной борьбе. Вопрос в «целесообразности», то есть в целях, сообразно которым придумана и реализуется данная процедура определения руководителя муниципалитета.
Теория, как известно, проверяется практикой, и практически все саратовцы в своей ежедневной жизни ощущают, что, если целью является отбор кандидата с наилучшим набором личных и профессиональных качеств и наилучшей программой развития города, которую он способен реализовать в пятилетний срок, на который он избирается, то эта цель не достигается. Отобранный и избранный по данной процедуре мэр не проработала и 2-х лет, и потребовалась целая бюрократическая спецоперация по оформлению замены – ввод нового лица в состав администрации, введение должности первого заместителя, назначение его на только что созданную должность, больничный действующей главы, назначение исполняющим полномочия (все это буквально в течение недели). И вот, спустя месяц, отставка главы и назначение нового конкурса с очевидным фаворитом. Причем все это, начиная с утверждения бывшей главы и заканчивая ее безвременной отставкой, если не ошибаюсь, прошло при полном одобрении депутатами.
Один из депутатов вчера заявил о готовности «подставить плечо солидарной ответственности» будущему мэру, что, в принципе, логично, раз кандидатура будет утверждена депутатами. Только не понятно почему депутаты не чувствуют солидарной ответственности за результаты деятельности прошлого мэра, которого непосредственно они же и утвердили и поддерживали в течение неполных 2-х лет? Я не хочу сказать, что за досрочной отставкой мэра, не справившегося со своими обязанностями, должна следовать отставка депутатов, его отобравших и назначивших, но хоть в какой-то форме эта самая солидарная ответственность должна же проявляться! Возможно, как минимум, в переформатировании конкурсной комиссии, «где профессиональные люди эти программы изучат и выдвинут достойных кандидатов для избрания на пост главы» (с), как сообщил вчера другой депутат. Нельзя же просто в очередной раз наступать на те же грабли! Или можно?
Прямые выборы мэра города — это не просто фетиш. Они нужны мэру, обреченному работать в отчаянной экономической ситуации, как подтверждение социальной базы, на которую он может опереться. Опора на депутатов, их поддержка, как мы видим, не многого стоит и испаряется бесследно и внезапно, переключаясь на нового фаворита. А вот голос гражданина-горожанина, отданный за победившего на прямых и честных выборах мэра, как раз и может рождать ту самую солидарную ответственность за сделанный выбор, опираясь на которую, мэр может и должен организовывать жизнь в городе в соответствие с заявленной программой и целями. А не быть простой заплаткой или «чопиком» в изношенной системе управления.