Александр Ермишин: Подземные камни «карманного» озеленения Саратова

17 июня 2021 года на совещании по озеленению в Правительстве Саратовской области под председательством тогда еще вице-губернатора Романа Бусаргина мной было озвучено предложение городской администрации создать публичную карту перспективного озеленения Саратова с указанием мест, свободных от подземных коммуникаций, вплоть до самых незначительных по площади, на которых юридические или физические лица могли бы организовывать озеленение и благоустройство в инициативном порядке.

В эпоху доминирования суперпроектов по показательному «государственному» благоустройству стоимостью в сотни миллионов рублей это прозвучало неожиданно, но, тем не менее, по указанию председательствовавшего было занесено в протокол и принято в работу. Я отразил это в своем отчете о заседании (предпоследний абзац).
https://vk.com/wall345677961_805

Я исходил и исхожу из того, что, хоть чиновникам и удобнее осваивать деньги «большими кусками», но ощущаемая комфортная среда определяется в первую очередь тем, что глаз смотрящего «радуется», видя следы качественного благоустройства в любой точке города, а не только в «выставочной» ее части. Да, администрировать сотню мелких проектов сложнее, чем единицы крупных, но второй смысл моего предложения состоял в том, чтобы свести государственное и муниципальное администрирование к минимуму, ограничив его в большинстве случаев согласованием проектов и дендропланов. Инициативу по приведению в порядок пространства вокруг себя вполне, на мой взгляд, можно предоставить тем, кто живет и собирается жить здесь. Об этом мы говорили в свое время и с главным архитектором, и с председателем «зеленой комиссии».

И вот, спустя 1,5 года осмысления (срок небольшой, но, согласитесь, существенный), комитет по архитектуре администрации города объявляет о желании «увеличить благоустроенные территории» и создать сеть «карманных» парков, запуская опрос и сбор предложений от горожан по конкретным локациям. Это можно приветствовать, но есть некоторые нюансы и неопределенности.

Предлагающие конкретные локации горожане в абсолютном большинстве не владеют информацией о наличии/отсутствии подземных коммуникаций, а также о том, в чьей собственности (возможно аренде) находится данный земельный участок или его часть. Наличие подземной невидимой глазу инфраструктуры скорее всего наложит существенные ограничения на благоустройство, а чьи-либо права собственности или аренды вообще могут поставить крест на планах жителей относительно конкретной локации.

Было бы гораздо логичнее службам городской администрации, имеющим доступ к подобной информации, предварительно провести работу по созданию публичной карты возможного перспективного озеленения и благоустройства и предлагать горожанам для обсуждения уже ее. Это что касается неопределенностей.

Теперь про нюансы. Пока у меня ощущение, что государство и муниципалитет стремятся оставить за собой «монополию на благоустройство». Ключ же к преобразованию города в плане благоустройства лежит, на мой взгляд, не просто в сборе пожеланий горожан, а в их полноценном вовлечении в процесс обустройства окружающего пространства, максимальной поддержке граждан и предприятий и предпринимателей, которые готовы и уже берут на себя нагрузку по благоустройству в инициативном порядке.