Источник рутения-106, предположительно, находится на территории России, — об этом сообщило немецкое Федеральное ведомство по радиационной защите (BfS).
Напомним, повышение уровня изотопа рутения-106 наблюдалось с 29 сентября в таких странах Западной и Центральной Европы, как Германия, Италия, Австрия, Швейцария и Франция. Однако Федеральное ведомство по радиационной защите сразу отметило, что повышение уровня радиации не угрожает здоровью человека. Несмотря на это, скандал разгорается с новой силой.
Уровень рутения-106 повышается при увеличении гамма-фона, например, когда происходят нештатные ситуации на АЭС. Информации о радиационных авариях в последнее время не проходило, — заявляют в Росатоме и Роспотребнадзоре.
Немецкие власти назвали вероятным источником рутения-106 Южный Урал. В Росатоме сразу же опровергли это сообщение. Экологи предположили, что авария могла произойти 24-25 сентября на одном из предприятий ПО «Маяк» во время «горячих испытаний» новых контейнеров с отработавшим ядерным топливом. Но на«Маяке» все обвинения отрицают. Общественники предполагают, отталкиваясь от официального пресс-релиза ПО «Маяк», информирующего о том, что 19 сентября с Балаковской АЭС (Саратовская область) «впервые облученное топливо ВВЭР-1000 было успешно загружено и вывезено на «Маяк» железнодорожным транспортом с применением нового технологического оборудования» — ТУК-141О (контейнер и специальная платформа для перевозки по железной дороге)».
Редакция интернет-издания «Новости Саратова» связалась с пресс-службой БалАЭС. Руководитель центра общественной информации атомной станции в Балакове Дмитрий Шевченко отверг какие-либо обвинения в адрес АЭС.
— Связи здесь никакой не вижу. Рутений, кстати, может говоритьо проведении ядерных испытаний. Вполне возможно, что это вопрос к Северной Корее. Если скептики не верят нашим данным, которые говорят, что при отгрузке облученного топлива с БалАЭС не было никаких аварий и утечек, то пусть обратятся к данным контролирующих нас компаний, Росприроднадзора, Ростехнадзора и прочее. Если бы контейнер разгерметизировался на железнодорожной ветке, то этот факт сразу был бы зафиксирован. Скорее всего, рутений, который, действительно, был зафиксирован, пришел с атмосферными слоями в Европу. Откуда — пусть устанавливают, я не могу сказать — не знаю. Знаю только одно точно: это не Балаковская АЭС. Кстати, превышения предельно-допустимых доз по рутению, насколько известно, не было. Это тоже важно, — отметил представитель станции.