Блогер Андрей Геращенко: Больше нет завода-легенды!

0
3021

Вот и завершилась более чем вековая история одного из старейших машиностроительных заводов Саратовского региона — ОАО «Волжский дизель имени бр. Маминых», — предприятия отечественного дизелестроения.

Завод «уложен», обанкрочен, персонал уволен. Дальнейшая судьба производственных площадок не ясна.

Мне до боли жаль этот завод. Я всегда его родным считал. Там прошла моя молодость. Я знаю каждый его закуток.

В 1982 году, в возрасте 22 лет, я пришел туда молодым специалистом в экспериментальную лабораторию по доводке дизелей.

В 1983 году вместе с семьей уехал работать от этого завода в опорный пункт на Кольском полуострове с базой в г.Оленегорск Мурманской области. Там занимался эксплуатацией дизелей завода в составе автомобилей БелАЗ (75 и 110 тонн грузоподъемностью) на ГОКах Кольского полуострова.

В 1989 году вернулся в Балаково и работал в отделе сервисного обслуживания дизелей.

В 1990 году назначен начальником одного из самых крупных цехов завода — цеха №8 (производство коленчатых валов, шатунов и метизов). 200 человек рабочих было тогда в цехе, две полных смены, а мне всего-то 30 лет.

«Весёлые» были времена! Зарплату товаром выдавали самым различным, что удавалось обменять на продукцию завода, — от табака и круп до промтоваров и белья. Деньги тогда почти не ходили, всё на бартере и взаимозачётах. По стране «гуляла» огромная товарная масса.

С 1995 года работал начальником управления реализации готовой продукции и взаимозачетов.

Ушел я с этого завода только потому, что в конце 90-х «не сработался» с замом по безопасности «Группы Химэкс» (собственник завода в то время), бывшим генералом КГБ, которому нужна была своя агентура в среднем руководстве завода. Вот на этой почве и не сошлись мы с ним во взглядах. И поскольку его весовая категория в сравнении с моей имела убойное преимущество, я ушел с завода в 1999 году.

И после своего ухода я сделал для него немало, когда уже сменился собственник.
Работая заместителем директора Балаковской АЭС, в 2011-ом презентовал этот завод в Росэнергоатоме, привез оттуда комиссию на его обследование на предмет возможности выступить изготовителем дизель-генераторов в рамках отраслевой программы «Фукусима».

В результате он получил двухмиллиардный заказ (!!!). Тогда это было неслыханно!
Я искренне хотел возрождения завода и делал для него всё, что было в моих силах и связях. Без каких либо откатов и стимулов делал. Считал для себя тогда это некой миссией чести по ренессансу завода, с которого когда-то вынужден был уйти. И, видит Бог, я сделал для этого всё!

Но его акционеры от жадности ума лишились. Им хотелось ещё и ещё! Крышу сдуло напрочь! Не «проглотив» ещё этих двух миллиардов, они гребли под себя всё, что видели, не стесняясь в методах. Естественно — «подавились», не «переварив» объемы. Ну а там, как в сказке о рыбаке и рыбке…

Заказ они провалили. Всё зря оказалось! Я был взбешён и разочарован!
Сказал тогда одному из главных акционеров в лицо всё, что о них думаю. Причем, был очень зол и выражений не выбирал, чуть не подрались тогда. Но, что толку?!

Потеряв гензаказчика, в стремлении компенсировать выпадающие объемы, акционеры завода полезли в алжирскую авантюру, а с ней и в кредитную яму. Всё! Капкан захлопнулся. Пошел обратный отсчет.

В итоге, к сожалению, этот уникальный завод постигла участь многих предприятий страны.

Но его особенно жаль ещё потому, что это предприятие жило и работало в трех веках.
Завод перенёс всё — и 1-ю мировую, и революцию с гражданской войной , и Великую отечественную, и застой, и перестройку, и лихие 90-е, … а вот сегодняшний беспредел алчных собственников пережить не смог. Да, честно говоря, и власти его упустили, отпустив бесконтрольно поводья.

Жаль людей, кто верили и надеялись, но остались без своего завода и без работы.
А то, что не будет мифического инвестора, который вложится в завод, выкупит его долги и сохранит профиль предприятия, я говорил ещё год назад. Вероятность подобного бизнес-проекта на мой взгляд близка к нулю.

Говорил также, что скорее всего его продадут по частям, как многие другие бывшие заводы.

Воистину, — что имеем не храним, потерявши — плачем.
Чёрт, как жаль!