«Большое чтение» — это праздник для тех, кому чтение живой книги никогда не заменят никакие электронные гаджеты и электронные библиотеки. Праздник тех, для кого «В Начале было Слово», в начале жизни, в начале начал. И в год книги это повод вспомнить не только тех, кто книги пишет-рождает на свет, но и тех, кто их хранит, бережет и выводит к читателю. «Большое чтение» – праздник библиотечных работников. Недаром в Саратове его проведение задумала, инициировала, организовывала и 17 сезонов принимала самое активное участие директор Всероссийской Государственной библиотеки иностранной литературы Елена Юрьевна Гениева, которая была членом дирекции фонда «Открытое общество», экспертом и руководителем комиссии «Юнеско» по сбережению культурного наследия России, членом многочисленных межгосударственных библиотечных организаций и объединений. В этом году ее уже нет с нами. Но все участники 18 сезона «Большое чтение» в Саратове единогласно решили, что этот сезон должен быть посвящен её памяти и звучать на нем должны произведения тех, кого именно она считала «великими единомышленниками», двух Александров — Солженицина и отца Александра Меня, с которым она дружила с детства.
Композиция была составлена главным режиссером филармонии Александром Авдониным, которого в городе привыкли считать слегка помпезным постановщиком правительственных и детских праздников.
Тем удивительнее утонченный и плотно пригнанный по смыслу и звучанию подбор литературных отрывков и музыкальных произведений, выбор автора основных поэтических текстов – саратовского поэта Светланы Кековой, чьи стихи не просто воспринимаются даже при собственном чтении, «с листа», глазами. Однако в мастерском исполнении Екатерины Ткачевой они звучали не только точно по звуку и смыслу, но и полноценно создавали зримую образную картину каждого стихотворения. Звук слова полноценно передавал музыку смысла и зритель, обученный воспринимать стихи как зримые образы, и слушатель, привыкший оценивать прежде всего музыку стиха, получили вполне осмысленное и полноценное синкретическое переживание.
Не меньше, чем стихи Кековой, поразило полифоническое звучание отрывка из романа А. Солженицина в исполнении Татьяны Родиной. Она одним только звучанием слова сумела полноценно передать физические ощущения женщины, избиваемой и унижаемой на допросе у следователя НКВД, заставляющего её подписать протокол с самооговором. Татьяна Родина с помощью звучащего текста Солженицина, ничего не играя, заставила слушателя сначала испытать боль и страх, а затем прожить победу над болью с помощью магической фразы, мантры, психотерапевтической формулы, звучащей по латыни и по-русски: «Дух сильнее плоти!» Это ощущение свободы, обретаемой через освобождение от боли с помощью силы Духа опустошает и обессиливает не только героиню Солженицына, но и следователя, который устами актрисы беспомощно произносит в конце только одну фразу: — «Не знаю, что с тобой делать? Что же с тобой делать?». Утомило это и зрителя — слушателя, который взамен получил физическое ощущение счастья от этой пережитой собственным телом победы. Это было редкое сочетания единства текста, звучащего слова и переживания собственных телесных ощущений.
Большое чтение текстов и звучание музыкальных произведений, прозвучавших в главном зале Областной научной библиотеке полноценно раскрыло слова министра культуры Светланы Краснощековой, сказанные ей на открытии осенних «Больших чтений»: «18-я осенняя сессия проводится в конце года литературы, объявленного Президентом страны, как бы закрывает его, этот год. Но трудно, невозможно представить, чтобы закрылось постоянное, ежедневное наше общение с книгой, которая является для кого-то советчиком, для кого-то мудрым собеседником, и для всех, кто привык и научился общаться с книгами – бесконечным источником новых смыслов и переживаний. Год литературы можно открыть и провести, подновить библиотеки, активизировать проведение выставок и мероприятий, увеличить финансирование этой работы. Закрыть год литературы нельзя, как нельзя «закрыть» литературу!». Достойные слова грамотного человека!
Алексей Шминке.