Бремя Якубовича: трудно быть волшебником?

0
2563

Леонид Аркадьевич заходит в конференц-зал, здоровается с нами. Но вместо того, чтобы сесть за положенное место, по-домашнему вытаскивает стул на середину комнаты – расстояние между ним и журналистами сокращается.

В руках у Якубовича чашка кофе: «Я вообще-то больше чаевник, но сегодня спал очень мало, потом до вас добирался». Вечером он играет в спектакле «Будьте здоровы, месье», комедии, рассказывающей о том, как близкие люди показывают свое истинное лицо в борьбе за деньги. В зале гарантирован аншлаг: кто-то идет насладиться актерской игрой, но для многих этот спектакль это возможность вживую увидеть всегда веселого и улыбчивого усатого волшебника, бессменного ведущего капитал-шоу «Поле Чудес».

Помню из своего детства, как мы всей семьей сидим перед телевизором, а я почему-то не на стуле, а на трехколесном велосипеде. На экране Якубович строит смешные физиономии, делает комплименты женщинам, хватается за сердце, когда барабан уже начинает ломиться от домашних заготовок. Но вот кто-то приехал с ребенком: я затаив дыхание смотрю, как какой-то паренек моего возраста читает коротенькое стихотворение, а потом получает в подарок огромную радиоуправляемую машину.
К стихам в детстве я был равнодушен, но был уверен, что если бы на меня сверху смотрел этот усатый дедушка – прочитал бы наизусть целую поэму, чтобы он хватался за сердце и смешно охал от восторга. А потом вынес мне все свои машины, и мы вместе сказали в микрофон: «Рекламная пауза!». Потом я вырос, передача все так же выходила в эфир, но уже была не так интересна. Вокруг оказалось довольно много чудес, от которых Леонид Аркадьевич, по моим представлениям, заохал бы сильнее, чем на экране.
Разве «Поле Чудес» не было настоящим волшебством в то время, когда страна ежечасно менялась так, что люди не знали, каким будет завтрашний день? А туда, в передачу, приходили простые люди, которых можно было встретить в очереди за молоком или продающими помидоры на рынке. За них переживала вся страна, и никто из них не уходил оттуда без ценного подарка. И вместе с передачей, образ Леонида Якубовича ежегодно утверждался среди телезрителей как образ доброго волшебника, после встречи с которым ты никогда уже больше не будешь грустить.
Но у волшебника должна быть лишь одна забота – показывать волшебство, представить себе Леонида Аркадьевича в другой роли никто не мог. Какой бы ни была его роль в очередном спектакле, играет ли он пострадавшего от жестокой судьбы нищего или алчного родственника в погоне за наследством, он остается для большинства таким Дедом Морозом, у которого Новый Год – каждую пятницу. «Я всегда говорю режиссеру: «Если я пойму, что в течение первых пяти секунд на сцене я не сломал образ Якубовича из телевизора, то я уйду»», – рассказывает нам Леонид Аркадьевич. И ведь все равно всегда останутся люди, для которых Якубович без криков «А-а-а-втомоби-и-и-ль!» или «Подарки – в студию!», это уже не Якубович.
«Из-за “Поля Чудес” я лишен одного из своих любимых занятий – возможности сходить на рынок. Пробовал, не получается». Нет, чтобы он не делал, куда бы он ни пришел, нигде ему не будет покоя. История Леонида Якубовича – о том, как человек смог дарить другим людям счастье совершенно безвозмездно, и стал пытаться воплотить в себя еще какие-то образы, на сценах и в книгах. Но его имидж неизменно заставляет видеть перед собой не героя трагикомедии или романа, а всеми любимого Леньку Якубовича, делающего комплименты всем дамам без исключения и хватающегося за сердце при виде десяти банок огурцов. Даже если с таким и произойдет какая-то история сомнительная,– все простят, а про партбилет «Единой России» и не вспомнят. В этом году ему исполняется 70 лет. Трудно быть богом, но и волшебником тоже нелегко.

Александр Музалевкский