Россияне скептически относятся к Единому госэкзамену, однако поощряют идею создания единого учебника.
Нынешней системой образования удовлетворена лишь пятая часть граждан (19%).
Рекордное количество респондентов (48%) за все годы опросов начиная с 2004 года утверждает, что по сравнению с обычными экзаменами ЕГЭ хуже оценивает знания выпускников школы. К таким выводам пришли социологи «Левада-центра», опросив 800 человек из 134 населенных пунктов 46 регионов страны.Нынешняя система образования устраивает лишь пятую часть россиян (19%), треть (29%) придерживается позиции «ни да, ни нет», а у большинства (42%), она, к сожалению не вызывает одобрения. Каждый десятый (10%) не смог определиться с ответом. Лояльнее всего к образовательной системе относится молодежь в возрасте от 18 до 24 лет, а самыми неудовлетворенными оказались граждане в возрасте 40–54 лет.
Ничего удивительного в этих данных нет. Гражданам в возрасте 40-45 лет до этого возраста было глубоко безразлично, что там происходит со школой и даже с их детьми в школах. Они были заняты собственными делами, в основном добычей денег как минимум на прокорм своих чад, максимум бесконечен.
Мы давно из общества человеческих ценностей, пусть искаженных под уродливо-тотальный социализм превратились в общество потребления, заняты получением благ. Все хотим зарабатывать побольше, а на школу тратить поменьше. И оцениваем ее в основном с точки зрения того, сколько и на что нам приходится тратить денег.
Социолог «Левада-центра» отметила, что негативное отношение к смене экзаменационного формата доминирует в столице: если в целом по стране 40%, то в Москве в полтора раза выше — 65%. По ее мнению, это можно объяснить тем, что в связи с упрощением процедуры подачи документов в вузы у москвичей появилось значительно больше конкурентов из регионов.
Критерии оценки полученных знаний у большинства родителей заканчиваются полученными их ребенком оценками. И только когда ребенок подходит к рубежу, после которого его будут оценивать по другим критериям другие люди, к родителей (не у всех) наступает период рефлексии во что же впишется (или не впишется) и насколько удачно их ребенок. Другими словами, родители меняют собственные стандарты.
Самое главное достижение, которое к этому циклу контрольных экзаменов дошло реформирование системы ЕГЭ – они второй год не меняются Сегодня я не буду обсуждать то, относительно каких ценностей сегодня строится школьное образование — этого слишком много в интернете и без меня. Сегодня меня интересует мнение специалиста о том, как построена сама процедура ЕГЭ, насколько четко она организована, прозрачна для коррупционных ходов и позволяет реально оценить знания, с которыми ученик выходит за стены школы.
Лариса Юрьевна Живцова начальник отдела государственной итоговой аттестации Саратовского министерства образования немного напряжена – такой показатель недовольства со стороны родителей как бы предполагает готовность к провокационным вопросам со стороны журналиста. Тем не менее, на лице доброжелательная улыбка: «что знаю — расскажу, ничего не утаю». Для начала мы согласились на том, что достигнуто в основном то, ради чего все затевалось. По результатам экзамена детям из глубинки стало доступно образование в любом ВУЗе страны без взяток и дополнительных дорогостоящих репетиторов, натаскивающих на требования конкретного ВУЗа и зачастую входящих как внутренний элемент в коррупционную систему конкретного ВУЗа.
Все эти годы процедура аттестации совершенствуется. – говорит Лариса Юрьевна.- Сегодня в нее включены этапы разговорные, что особенно важно для языковой аттестации, оценивается не только способность правильно писать на иностранном языке, но и разговаривать на нем.Самое главное – владение языком. Минимизируется часть, когда ребенок работал в режиме выбора одного ответа из 2-3, когда ребенок отвечал в режиме «угадайки». Все больше заданий, в которых нужно продемонстрировать знание. С каждым годом заданий «одного ответа» становится все меньше, процедура все больше приближается к реальным экзаменам.
Меняется и часть «Д»- творческая часть, к которой очень ответственно подходят те дети, которые показываю высокие результаты. Это ударники, как мы их называем, отличники и те дети, которые обладают большим багажом знаний. В перспективе мы ожидаем, что придет практическая часть и по информатике, то есть будет все больше возможности показать свои знания.
Как в этом году изменяются итоговые баллы на тех экзаменах, которые уже прошли? Есть ли сейчас такие регионы, как Чечня, из которых со сто балловыми аттестатами приезжали абитуриенты, практически не знавшие русского языка?
Зря Чечню приводите в пример. В прошлом году результаты не выкладывали, только в позапрошлом. Они показывали плохие результаты. В этом региона самой процедуре аттестации уделяется очень большое внимание. Именно строгости соблюдения процедуры. На протяжении последних лет они не показывают высоких результатов, и это показатель совершенствования системы аттестации в целом. В этом и в прошлом году, с введением видеонаблюдения, контроль за процедурой проведения усилен на территории все Российской Федераа вопрсов нетции. Московский центр знает проблемные регионы и работает с ними целенаправленно. К нам со стороны Рособранадзора вопросов нет.
От преподавателей вузов с введением ЕГЭ часто слышатся упреки – падает умение рассуждать, первокурсники стремятся к формальному знанию…
-Я не буду говорит за преподавателей ВУЗов, с этими вопросами надо обращаться к ним. Они проводят входной мониторинг, они дадут вам интересную статистику. Дети у нас, которые получают высокий балл по ЕГЭ – очень хорошие, одаренные дети. Говорить, что уровень падает…Обращайтесь к ВУЗам, как они на это смотрят.
— Ходят всякие слухи, что снижается уровень баллов, необходимых для получеия аттестата, потому что знание математики и русского на уровне вчерашних требований де достигает почти половина учащихся.
-Я не буду оперировать слухами, потому что у меня есть достоверные данные. Результаты по русскому языку последние несколько лет у нас достаточно высокие, из года в год идет небольшое, но стабильной повышение. Есть у нас видеонаблюдение, нет его – мы процедуре прведения всегда уделяем большое внимание. Маленько, потихонечку растет. И введение школьного сочинение, возвращение его в программу этому способствует.
Еще много нареканий по поводу психологической травмы, которую наносит ЕГЭ детской психике
— Процедура, возможно, для многих действительно травмирующая, Но мало кто сегодня вспоминает, насколько сильной травмой была ситуация двойного экзамена, да еще с разными требованиями между школой м ВУЗом. Пять или шесть экзаменов в школе и 4 экзамена в ВУЗе. Тоже была достаточно серьезная обстановка, никто не давал списывать не приносил готовые ответы. Тоже была жесткая процедура. И тогда было важно не подвести своего учителя. Училась в школе, где традиции советской школы были очень сильные. И те условия, которые были на экзамене, не позволяли списывать никому. И мы не питались списывать..И я считаю, что дети, которые реально учатся — показывают такой же реальный результат.
— Я с ужасом вспоминаю год, когда сдал 9 выпускных, потом экзамены в военный вуз, потом экзамены на дневное, потом на вечерние, потом одну сессию, потом пересдавал на другую специальность. За год вышло почти тридцать экзаменов.
-Сегодня у детей гораздо больше возможностей. Можно одновременно поступать в несколько вузов, и принимать решение о том, какой ВУЗ выбрать уже по результатам экзаменов. Можно по результатам ЕГЭ переводиться в другой ВУЗ, если не понравилось учиться в том, который выбрал наугад. Результаты ЕГЭ с прошлого года действительны в течение четырех лет.
Какие еще новшества в ЕГЭ?
В этом году математика разделена на два уровня –математика базовая и профильная. Те, кому не нужна математика для поступления в ВУЗ, могут сдать базовую математику, получить свои от 3-х до 5-ти баллов, получить аттестат и идти учиться по своему усмотрению. Те, кто поступает туда, где математика профильная – классический и технический университеты, экономические специальности – сдают профильную математику, получают свои 27 баллов и выше, и идут поступать по этим специальностям. Тем, кому математика не нужна будет по жизни, достаточно аттестата.
Сколько нужно сдать предметов для получения аттестата?
Уже несколько лет только два предмета: русский язык и математика. Остальные, до 13 в нашей области, сдают те, кто хочет продолжить образование. У нас практически нет желающих сдавать испанский язык. Пожалуйста, сдавайте хоть каждый год. На первом месте по популярности у нас стоит обществоведение, а втором – физика. Нас радует, что техническое образование у нас снова становится популярным.
Из разговора стало понятно, что основные претензии родителей – не к системе сдачи экзаменов, а к общей методологии обучения в школе. Но это настолько длинный разговор, что в этой статье ему места нет.