«Экочашка» – потому, что в воскресенье, 28-го февраля, я «нечаянно» забрела в Дом кино на встречу с режиссером (попалось в сети сообщение о мероприятии). Больше ничего не запомнила, информации было мало. Здесь выяснилось из листовок («Репертуарный план кинозала» мелким шрифтом), что 27-28 февраля в Саратове в Доме кино проходит фестиваль документального экологического кино под названием «Экочашка».
(Из сети, по возвращению домой — «Он объединяет экологических активистов, художников и всех, кого тревожит будущее мира, в котором мы живем. «Экочашка» отбирает фильмы со всего мира и предлагает своим зрителям самое лучшее «зеленое» кино»).
В 14:00 — мастер-класс американского режиссера, в 16ч.- д/ф «Рывок».
Ну что ж, посмотрим.
Ждём окончания сеанса в малом зале, в фойе, если можно так назвать небольшой коридорчик на 6 стульев, ожидают еще человек 7-8, в основном, молодежь.
Чего ожидают — неизвестно, кто-то с билетами, кто-то с приглашениями. Здесь есть и большой зал, и х/ф идут.
Кино в малом затягивается, что беспокоит обслугу. Я не удивляюсь – пару лет назад заходили сюда с другом на нашумевший фильм, так он тоже и начался позже почти на полчаса, и закончился заполночь.
И была бы я горда за город, принимающий фестиваль, если бы не некоторые, мягко сказать, «но».
В 13:55 бодро летящей походкой входит в Дом, так и хочется сказать, молодой человек, а на самом деле интересный мужчина в возрасте, в сопровождении молодой девушки (как потом оказалось, переводчицы), радушно приветствует посетителей и удаляется куда-то в подсобку. Становится понятно, что это ОН. К тому времени мне все еще неизвестно его имя.
Ну вот и начало. В малом зале еще более малое количество зрителей, из коих несколько человек с ГТРК.
«Эка невидаль!» — видимо, сказали остальные. Принимающая сторона и организаторы, наверное, посчитали мероприятие международного масштаба недостойным широкого оповещения жителей Саратова, а те, кто все-таки узнал о фестивале не были столь заинтересованы событием тройного значения, чтобы пожертвовать своим выходным днем.
Считаем значения. 1-собственно, сам фестиваль, который ВПЕРВЫЕ проводится у нас, 2-мастер-класс, 3-документальный фильм. А ещё — вопросы экологии, знакомство с интересным человеком, возможность услышать живой американский язык, прогуляться по предвесеннему городу….Мотивацию можно продолжать почти бесконечно.
Ну не могу я поверить, что всего человек 20 саратовцев были в курсе!
Конечно, трудно судить по одному дню, ведь перед этим, 27-го, был показ первого фильма, автора Кристофера Бивера «В погоне за нулем: Ноль отходов», проводящего сегодня мастер-класс. ( Искренне сожалею, что я его не увидела на большом экране, но обязательно посмотрю в сети. «Racing to Zero, in Pursuit of Zero Waste »США, 2014, 56’
Фильм представляет режиссер Кристофер Бивер / Christopher Beaver )
Очень хочется верить, что в прошлый день народу было гораздо больше. Тогда у меня вполне законное недоумение — почему же во второй зрителей поубавилось?
Уверена, что если бы о предстоящем фестивале город знал больше и заранее, аудитория была бы переполнена. Или это мой маразм? Надеюсь, нет. Ведь встреча с Крисом была настолько интересна и познавательна, что я вот третий день хожу под впечатлением, и уже во время мастер-класса захотелось самой взять в руки камеру и последовать его примеру и советам, пусть и не на тему экологии.
Из знакомства.
Кристофер – документалист из США, снимает и художественные фильмы, преподаватель истории кино и журналистики, изучал политологию в Гарварде. Пошел учиться в Школу кино после того, как посмотрел фильм «Моя сладкая жизнь» Ф. Феллини, который является его кумиром, наравне с Тарковским (нежно приникает головой к их портретам на стенах зала).
Преподавая, продолжает учиться сам: «В этом и состоит суть жизни, что бы постоянно учиться и учить».
Ассоциирует документальные фильмы с джазом и роком, а художественные – с симфоническим оркестром.
Выделяет главную философию кино-«Мир абсолютно идеален».
Для него суть документалистики — «Понять мир и все, что происходит в нем».
В каждой его фразе звучит мудрость жизни, позитив и глубина. Метафоричность изложения сопровождается неисчерпаемым юмором и горящим глазом, рассеивая искорки ощущения давнего знакомства по залу.
Экзистенциальность подтекста провоцировала задуматься о многом.
Секреты работы с разными типами камер, а отсюда и способ взаимодействия с героем съемок, трудно поддавались переводу явно гуманитарной девушки-переводчицы, что сопровождалось ее смущенной улыбкой, а у зала появилась возможность блеснуть в английском.
Вопрос из зала. Виола общается на языке гостя: «Откуда взялось это движение-переход от художественных фильмов к документальному направлению?» На что был пространно -философский экскурс в историю: «у многих мастеров наблюдается и обратный переход, от документального к художественному», и — масса примеров и имён.
Кристофера можно слушать часами. Почти 2 часа пролетели незаметно.
Тайно надеюсь, что кто-то из прессы был с диктофоном (камер не заметила), и где-нибудь когда-нибудь всплывет полная запись мастер-класса…..
«Тезис + антитезис = Синтез»- его краткая формула любого документального фильма, особенно стремящегося раскрыть суть какого-то насущного вопроса, например, экологии. Мастер разложил по полочкам свой фильм «Приближение к нулю» так, будто я уже его видела, словно участвовала сама в монтаже, заставив проникнуть в проблему уничтожения отходов. Стекло утилизируется проще «Даже если вы возьмете кусок стекла из древнего Египта, вы сможете его расплавить и переработать», а вот с медицинскими отходами все гораздо сложнее. «Я знаю, что сейчас и в России начали заниматься решением этой проблемы».
Я тоже знаю. Все чаще встречаются на улицах симпатичные зеленые «домики» для сбора макулатуры, правда, не всегда и всем удобно они располагаются — чтобы отнести ненужные бумаги в них, надо специально планировать маршрут. Но хоть так. Где-то собирают использованные батарейки и лампочки, пластик. Пока вживую не встречала.
Давно видим «энтузиастов», собирающих жестяные банки, ведь знают куда сдать, и какой-то доход с них имеют.
Предполагаю, что фильм «Приближение к нулю» будет полезен и как пропагандистский, ученым и властям, и как художественное произведение, судя по автору.
Встреча окончена, даже жаль.
Несколько минут перерыв, и приглашают в большой зал на второй этаж на просмотр другого документального фильма в рамках фестиваля, «РЫВОК».
Режиссёр другой, Пол Лазарус. Кристофер выступил со вступительным словом, без конкурентной тени, даже с уважением к автору на грани восхищения фильмом.
Чуть ли не с первых кадров стало понятно, почему и за что.
Этот документальный фильм ничуть не уступал многим и многим художественным. 88 минут, заявленных в аннотации, хотелось растягивать и смаковать.
(Дин Кеймен с детства страдая дислексией, мечтал быть изобретателем. Человек, придумавший сегвей и живущий в доме со множеством секретных проходов и гаражом для вертолёта, направляет свои усилия, как мыслительные, так и организационные, на новый проект – который должен стать ключом к решению мировой проблемы нехватки чистой воды.)
Ярко-красочный, с небольшими элементами анимации, наполненный юмором, фильм заставил не только задуматься о ключевой сюжетной проблеме, но и мечтать, радоваться — за героя и вместе с ним, за его успехи и ощущение счастья от любимого дела. Окунуться в детство, и по-хорошему позавидовать любви, поддержке и взаимопониманию в семье изобретателя.
Немного отвлекало слежение за субтитрами — терялась картинка. («говорила мне мама в детстве: УчИ английский!»…))
Смысла нет пересказывать сюжет, не лишенный и трагических нот.
Хочется пересмотреть. От души рекомендую и вам.
Печальное ощущение от отсутствия оповещения о мероприятии, малой группы участников показа, обшарпанной древности архитектурного памятника Дома кино усилилось еще и в конце.
Пошли титры, но фильм еще не кончился (как часто у американцев — фоном шли кадры, не вошедшие в основной фильм, ничуть не менее интересные), а наша публика уже встает, одевается, разговаривая задом к экрану. Эка невидаль – заморский гость стоит у выхода, готовясь к заключительному слову и, наверняка, ожидая обратной связи – откликов и впечатлений. Растерянность во взгляде, какая-то покинутость в позе, да буду я неправа. Куда там! Срочные дела у нас, видать, «семеро по лавкам».
Прошла мимо и я, ощущая жуткое неудобство за своих земляков. Вела с ним в это время беседу одна дама, уж не знаю, насколько интересную Крису, но все же. Отвлекла.
Как-то можно понять, когда обычная «киношка» заканчивается поздно, кинемеханику и не обязательно сказать спасибо, а тут…
Что это-неуважение к себе, к другому человеку, к его трудам, к гостю, наконец, к «политическому врагу»? Отсутствие элементарной культуры?
Или это показательный срез коллективной деградации, правда жизни, «наш ответ чемберлену»? Про всякие фильмы ужасов реклама идет месяцами, приезд залетных танцовщиц и новоявленных смехачей раскручивают на каждом углу (я отнюдь не против оных), а вот МЕЖДУНАРОДНОМУ (!) ФЕСТИВАЛЮ, по ЭКОЛОГИИ, проходящему в Саратове ВПЕРВЫЕ, почти некому было уделить внимание.
Повторяю, это то, что я видела. Возможно, многое осталось за кулисами.
И затрат-то финансовых не надо – хотя бы запустить чуть более расширенное оповещение в соцсетях, и мы увидим, «распостим», откликнемся и посетим.
Да что я об очевидном…
Все вместе взятое. Увы и ах.
Однако, благодарю тебя, Кристофер!
Спасибо организаторам и принимающей стороне, Дому кино, вы сделали мой день прекрасным и удивительным!
Давайте нам больше фестивалей — международных и междугородних, молодежных, культурных, «да хоть в клеточку».
Будем расти и просвещаться!
Галина КАРНАУХОВА.