Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин провёл стратегическую сессию по расширению взаимодействия с дружественными странами. «Россия по-прежнему остаётся частью глобального мира, поэтому мы продолжим расширять и укреплять наши торгово-экономические связи с теми, кто заинтересован в таком сотрудничестве. Важно также определить ключевые перспективные направления нашего дальнейшего взаимодействия с партнёрами. С этой целью Правительством при участии представителей бизнеса будет разработана новая стратегия внешнеэкономической деятельности», – отметил в своём выступлении Председатель Правительства (Источник: сайт Правительства РФ).
Эксперт Поволжского института управления имени П.А. Столыпина РАНХиГС, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики и таможенного дела Валентина Герасимова считает, что для развития торгово-экономических связей с дружественными странами необходимо выполнение следующих условий: выбор стратегических партнёров, изменение логистических цепочек выхода на новые международные рынки, развитие новых перспективных форм внешней торговли и наполнение новым содержанием приграничной торговли, расширение возможности использования национальных резервных валют для расчёта в международной торговле, увеличение числа экспортёров.
«Важным стратегическим партнёром для России в настоящее время является Китай. Объём внешнеторговых поставок с Китаем сейчас составляет 169 млрд. долл. США. Важное значение имеет тот факт, что Россия и Китай заключили договор о стратегическом партнёрстве на длительную перспективу до 2030 года. В рамках стратегического партнёрства Китай совместно с Россией будет участвовать в крупных инвестиционных мегапроектах: в проекте «Один пояс, один путь» и в проекте становления и развития Северного морского пути. Кроме того, предполагается совместное участие Китая и России в строительстве транспортных инфраструктурных объектов, которые позволят расширить прохождение транзита через территорию России и создать разветвлённую модернизированную сеть железнодорожных и автомобильных путей. Наращиванию дальнейших торгово-экономических отношений с другими стратегическими партнёрами дружественных стран будет способствовать создание международных транс-модальных коридоров, таких как «Север-Юг». К другим стратегическим партнёрам следует отнести Вьетнам, Иран, страны Африки, Индию. Изменение логистических цепочек выхода на новые международные рынки предполагает изменение конфигурации и использование новых форм международной торговли.
Важное значение для развития внешней торговли имеет приграничная торговля, возможности использования которой достаточно велики. Это вытекает прежде всего из того, что 19 из 34 приграничных субъектов Российской Федерации граничат с Китаем, Республикой Беларусь и Казахстаном. С учётом развития приграничной торговли Россия сможет обеспечить удовлетворение спроса в национальных товарах, не имеющих аналогов в мире, но отражающих её национальных характер и креативные способности (продукты анимации, одежда, обувь, товары для спорта и фитнеса, продукты питания и другие).
Развитие внешней торговли для России предполагает увеличение числа экспортёров, на что особое внимание акцентировано в национальном проекте «Международные кооперации и экспорт». В связи с этим главными задачами, поставленными Президентом РФ В.В. Путиным, являются увеличение объёма несырьевого неэнергетического экспорта с 135,1 млрд. долл. США до 250 млрд. долл. США, а доли несырьевого неэнергетического экспорта ВВП страны предполагается увеличить с 9% до 20% к 2024 году. Увеличение числа экспортёров возможно с учётом дополнительного привлечения компаний, в том числе обладающих экспортным потенциалом и которые могут осуществлять экспортные поставки через посредников в случае отсутствия у них самостоятельного экспортирования собственной продукции; осуществляющих нерегулярные, сезонные или конъюнктурные экспортные поставки, но обладающих экспортным потенциалом; а также компании, у которых ограничена номенклатура экспорта и ограничен выход на международные рынки, но желающих заниматься экспортной деятельностью.
Включение вышеуказанных категорий предприятий в экспортную деятельность возможно с учётом их участия в акселерационных программах и получения финансовых и нефинансовых форм государственной поддержки.
Для выхода и закрепления на новых мировых рынках отечественных, российских экспортёров необходимо основательно модернизировать экспортную корзину товаров, имеющих национальные преимущества. Набор товаров экспортной корзины России в настоящее время насчитывает лишь 160 – 170 товаров, а экспортная корзина Китая и других крупных экспортёров составляет от 400 до 500 товаров», – отметил эксперт.
Источник фото: ru.freepik.com