В России продолжается реализация масштабных инфраструктурных проектов в области дорожного строительства. К 2030 году планируется привести в нормативное состояние до 60% автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и до 85% дорог федерального значения.
Эксперт Поволжского института управления имени П.А. Столыпина РАНХиГС, доцент кафедры менеджмента организации Андрей Заикин отмечает: «Правительство Российской Федерации утвердило комплексный шестилетний план развития дорожной инфраструктуры страны. Согласно распоряжению № 768-р от 31 марта 2025 года, в период с 2025 по 2030 годы планируется построить и реконструировать более 3,7 тысячи километров автомобильных дорог различного значения и инвестировать в развитие отрасли 9 трлн. рублей.
Определение стратегически важных объектов и ускорение темпов введения в эксплуатацию дорог международного значения является преимуществом темпорального характера. Например, строительства новой дороги на подъезде к грузовому терминалу международного автомобильного пункта пропуска «Забайкальск» на российско-китайской границе позволит разделить грузовые и пассажирские потоки транспорта. В результате чего повысится безопасности движения, а также пропускная способность автодороги и пограничного пункта пропуска.
Среди знаковых проектов выделяются международные транспортные коридоры: «Россия» и «Север — Юг». Например, в Волгоградской области запуск мостового комплекса через Волгу длиной 4,45 км. позволит обеспечить беспрепятственный транзит с выходом к Казахстану, республикам Закавказья, на Урал.
Юг России и Приазовье формируют азово-черноморский кластер, в котором ежегодный турпоток составляет порядка 7-8 млн отдыхающих. По заявлению заместителя председателя правительства РФ Марата Хуснуллина новые дорожные выходы к Крымскому мосту планируется построить вдоль всего побережья Черного моря к 2030 году.
По вновь утвержденному Правительством РФ плану строительства платных дорог на период до 2030 года был на 20% увеличен бюджет — с 877 миллиардов рублей до 1,052 триллиона рублей. После введения в эксплуатацию платных дорог ожидаемая прибыль может составить: М-4 «Дон» 415 – миллиардов рублей, М-12 «Восток» – 284 миллиардов рублей, М-11 «Украина» – 146 миллиардов рублей, ЦКАД 125 – миллиардов рублей.
Успешным стал для саратовских дорожных строителей 2024 год. В нормативное состояние удалось привести 190 километров трасс области. Наиболее значимыми объектами стали: мост через реку Большой Иргиз в Пугачевском районе (на него затратили 1,3 млрд рублей). Сделан капитальный ремонт участка трассы (за 521 млн рублей) между селами Шереметьевка — Урицкое — Широкий Карамыш — Большие Копены. Запланированные дорожные переходы на Хвалынск и Ершовск, Орлов Гай успешно завершены.
Одним из важных направлений работы саратовских автодорожников является участие в 2025-2027 гг. в строительстве железнодорожного обхода в рамках международного транспортного коридора «Север — Юг». Вывод железнодорожных грузопотоков из черты города направлен на увеличение дополнительного пропуска не менее 49,2 млн т грузов в направлении к портам Азово-Черноморского бассейна. С этой целью рядом с Саратовом планируется построить девять путепроводов и пять мостов, что позволит развести автомобильные и железнодорожные потоки, улучшить экологическое состояние города.
В настоящее время финальные дорожные работы завершают один из значимых проектов для Саратовской области – Южный обход как крупнейший проект в рамках России по формированию транспортной инфраструктуры международного уровня. Объединение южного обхода с мостовым переходом с трассой Саратов — Озинки должен стать продолжением объездной дороги вокруг Саратова, тем самым замкнув кольцо вокруг Саратовской агломерации. Проект значительно повысит качество жизни саратовцев, улучшив транспортную ситуацию в регионе за счет сокращения времени в пути.
Принципиально новым подходом в формировании транспортной среды в РФ является продвижение идей «умной дороги» на основе искусственного интеллекта. В настоящее время создается возможность для развития единой цифровой транспортные системы, что сокращает логистические издержки, обеспечивает равный доступ к дорожным сервисам. Внедрение беспилотных грузовиков позволит на 25% повысить коммерческую скорость, на 40% сэкономить топливо. Экономический эффект от применения таких технологий позволит логистическим компаниям сократить свои складские издержки от 7% до 30%, на 13% снизить себестоимость перевозок.
В рамках исполнения поручений Президента России Владимира Путина и Правительства РФ по подготовке «Стратегии цифровой трансформации транспортной отрасли» уже запущено движение 16 беспилотных грузовиков на трассе М-11 Москва-Санкт-Петербург проекта «Беспилотные логистические коридоры». Первая модель скоростной автомагистральной трассы М-11 «Нева» цифрового двойника запущена в России в 2023 году и перешла с тестового режима на плановую мощность. Отличительная особенность скоростной дороги является ее оснащение высокоточной цифровой картой магистрали, умной дорожной инфраструктурой, V2X-платформой. Взаимодействие с автономным транспортом обеспечивает эффективную координацию и управление транспортными потоками. К 2030 году на М-11 планируется довести работу грузовых беспилотников до 100 и организовать подобные транспортные маршруты на 19,5 тыс. км федеральных дорог.
Ближайшей перспективой развития автомобильного маршрута Казань – Санкт-Петербург уже в 2026 году может быть создан беспилотный коридор и запуск коммерческих перевозок грузов беспилотным транспортом. Элементы цифровых технологий с системами видеонаблюдением, с интеллектуальной аналитикой и «машинным зрением» уже успешно применяются на магистралях М-12 «Восток», ЦКАД и А-289.
Подводя итоги, можно зафиксировать следующие положения:
– При реализации проектов инновационного характера важно не только дальнейшее развитие и так наиболее успешных в инфраструктурном контексте субъектов РФ, а переносить успешный опыт на регионы.
– Преодолением факторов торможения можно повысить темпы и уровень развития отрасли дорожного строительства. К негативным аспектам можно отнести: снижение мотивации работников вследствие падения оплаты труда некоторых категория персонала ниже уровня средней по отрасли; задержка сроков подготовки объектов строительства (например, из-за необоснованного увеличения сроков экспертизы); случаи хищения материалов; порча техники и оборудования.
– Необходимо уделить особое внимание своевременному определению точек роста, планированию и введению в эксплуатацию объектов дорожной инфраструктуры, от которых зависят темпы развития территорий. Кольцевые дороги, новые мосты и дорожные переходы являются мощнейшими драйверами социального экономического развития регионов».