Интерес к среднему профессиональному образованию растет, с 20 июня, когда стартовала приемная кампания, в колледжи уже подали на 200 тыс. заявлений больше, чем за аналогичный период в 2024 году. Об этом сообщил министр просвещения РФ Сергей Кравцов на заседании комитета Госдумы по просвещению.
«Мы видим колоссальный интерес к педагогическому образованию. На сегодняшний день педагогическое образование на первом месте по количеству заявлений [в педагогические вузы] по популярности. То есть мы сегодня обошли [направление] информационные технологии. И третье, мы видим большой интерес к среднему профессиональному образованию. У нас на 200 тысяч больше заявлений на сегодня, чем в прошлом году», — сказал он.
Эксперт Поволжского института управления имени П.А. Столыпина РАНХиГС, заведующий кафедрой управления персоналом, кандидат психологических наук Наталья Моисеенко отмечает: «Рост интереса к среднему профессиональному образованию обусловлен рядом факторов. Первый из них связан с тем, что в кадровой политике государства это направление становится приоритетным. Одной из главных задач в развитии страны является обеспечение технологического лидерства как независимости в разработке технологий и производстве конкурентоспособной продукции, которая имеет преимущество перед иностранными аналогами. А технологическое лидерство можно обеспечить при наличии высококвалифицированных профессионалов на всех этапах производства от разработки до выпуска продукции. Поэтому в нынешних условиях многие рабочие специальности требуют высокой квалификации, включая и разносторонние знания, и навыки обращения со сложным оборудованием, и понимание технологических процессов.
В своем выступлении в ходе стратегической сессии выставки «Иннопром-2025» премьер-министр РФ Михаил Мишустин отметил, что гражданским отраслям в России до 2030 года потребуется привлечь еще более 2 млн 200 тысяч человек, а примерно две трети от общей потребности составляют сотрудники со средним профессиональным образованием.
Еще одним фактором становится ситуация, характерная для современного рынка труда и связанная с острым дефицитом кадров, особенно рабочих специальностей. В целях решения всех этих задач одним из элементов национального проекта «Кадры» является модернизация системы среднего профессионального образования, призванная трансформировать систему под потребности российской экономики. Так, федеральный проект «Профессионалитет», стартовавший в 2022 году, до 2030 года должен охватить более 1 тыс. колледжей. Открываются передовые инженерные школы. На сегодня уже создано 50 таких учебных центров при участии почти 200 высокотехнологичных компаний. Для стимулирования вложений работодателей в переоборудование таких учебных заведений 28 регионов уже готовы предоставлять им налоговый вычет на такие расходы. Улучшается материально-техническая база средних профессиональных учебных заведений, строятся кампусы, ремонтируются общежития, развиваются центры опережающей профессиональной подготовки.
По федеральному проекту реализуются меры, которые повышают статус рабочих специальностей, их перспективность и привлекательность. Для этого в стране проводят Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии», Всероссийскую ярмарку трудоустройства «Работа России. Время возможностей», Конкурс лучших практик трудоустройства молодежи.
Основная задача этих мероприятий состоит в том, чтобы рабочие профессии стали востребованными и престижными у молодежи, а за грамотных работников активно конкурируют крупные компании: они предлагают высокие зарплаты, льготы и привлекательные соцпакеты.
Ну и еще одним важным фактором, способствующим росту интереса к среднему профессиональному образованию, выступает активный выход на рынок труда представителей поколения Z, обладающих рядом специфических особенностей. Представители молодого поколения обладают качествами и свойствами, позволяющими им работать в динамичной, быстро меняющейся обстановке, успешно преодолевать возникшие проблемы. Так как поколение Z выросло в цифровую и информационную эпоху, его представители, как правило, хорошо разбираются в технологиях. Они ориентированы на быстрое включение в продуктивную трудовую деятельность. Так, по данным опроса абитуриентов, проведенного Институтом развития профессионального образования РАНХиГС, 55,5% абитуриентов колледжей планируют работать сразу после получения СПО, а 73,2% абитуриентов колледжей в целом считают уровень СПО достаточным для успешной карьеры в жизни.
В Саратовской области также среди выпускников школ наблюдается рост интереса к среднему профессиональному образованию. Как отмечалось на недавнем рабочем совещании в Саратовской областной думе в регионе действуют 50 организаций среднего профессионального образования и 19 структурных подразделений, а 63 процента школьников после девятого класса выбирают СПО в Саратовской области. Этому способствует и активная реализация Программы развития системы среднего профессионального образования, и участие в реализации федерального проекта «Профессионалитет».
В то же время результаты опроса студентов СПО нескольких колледжей Саратова, проведенного кафедрой управления персоналом Поволжского института управления РАНХиГС, показывают и ряд проблемных зон, требующих дополнительного внимания. Лишь 29,7% студентов твёрдо намерены работать по специальности, в то время как более половины (51,4%) ещё не приняли окончательного решения. Не планируют работать в регионе 23% опрошенных. 56,6% студентов считают свои шансы найти работу по специальности в регионе средними или низкими.
В регионе создано 88 площадок для сдачи демонстрационного экзамена по всем направлениям. Студентам предоставляется широкий выбор специализации по 153 программам среднего профессионального образования (СПО). В 2025 году Саратовская область выиграла ещё 4 направления проекта «Профессионалитет»: химическая отрасль, электроснабжение, машиностроение и строительство. Это позволяет нашей молодёжи получить дополнительные возможности для профессионального развития и роста».