Постановление правительства РФ о вводе платы за проезд по дорогам федерального значения грузовиков массой более 12 т, недавно вступившее в силу, привело к массовым недовольству со стороны дальнобойщиков по всей России. Акции протеста 19 ноября прошли в Волгоградской, Саратовской, Белгородской, Ленинградской, Тверской, Свердловской и других областях. Стоит отметить, что некоторые граждане опасаются увеличения цен на товары в связи с новыми правилами.
Однако, директор Института проблем естественных монополий Юрий Саакян уверен в том, что данная инициативна целесообразна и никак не может привести к заявляемому росту цен и, тем более к скачку инфляции или перебоям в торговых сетях.
Проанализировав законопроект, он отмечает, что изменения в регулировании автомобильных грузовых перевозок назрели давно. «Так, по данным Росстата, количество зарегистрированных в стране грузовых автомобилей за последние 15 лет увеличилось на 41%, а легковых автомобилей — на 113,5%. Нагрузка на федеральные трассы даже без учета автобусов и автомобилей, зарегистрированных за рубежом, выросла с 510 автомобилей на 1 км до 908 автомобилей на 1 км (протяженность федеральных дорог за этот период выросла на 10%). Это существенно повысило нагрузку на дорожное покрытие, ускорило его износ, а также поставило вопрос о дефиците дорог, ликвидация которого требует серьезного инвестиционного ресурса», — анализирует эксперт.
Кроме того, отвечая на укор многих обывателей, заявляющих о контрасте российских и европейских дорог, что в странах ЕС еще с 90-х годов прошлого века действуют схожие стандарты.
К примеру, в Германии при движении по автомагистралям грузового транспорта массой более 12 т взимается плата от 8 до 22 евроцентов за км, причем большое внимание уделяется степени экологичности автомобиля. В Швейцарии условия и того жестче — «платят все авто с массой более 3,5 т».
Также директор Института проблем естественных монополий Юрий Саакян акцентирует внимание на том, что плата будет взиматься лишь за проезд по федеральным дорогам, а их доля в общей протяженности дорог с твердым покрытием не так уж велика — около 5% (51 500 км).