Эпопея голубых вагонов: пропадут ли из области электрички?

0
1750

Скатертью, скатертью в дальний путь стелется,
И упирается прямо в небосклон…
Каждому, каждому в лучшее верится,
Катится, катится голубой вагон.

Я давно заметил, что в песенках крокодила Гены из советского мультфильма есть что-то не по-детски минорное. Их объединяет мотив сожаления – это и «к сожаленью, день рождения только раз в году», и «и хотя нам прошлое немного жаль, лучшее, конечно, впереди». На мой взгляд, чувствуется в этом некая горечь жизни, тяжесть ощущения прошлых лет и мыслей о прожитом. В этих песнях многое относится к реальности по эту сторону экрана. Например, можно исполнить мечту Гены и бесплатно посмотреть кино в День Рождения, если приведешь с собой пять друзей, которые заплатят полную стоимость билетов и не дадут кинотеатру потерять на тебе деньги. И голубые вагоны электричек стелются от региональных центров во все областные города и поселки, каждый день без устали перевозя пассажиров. Вот только упираются они в конце не в небосклон, а в недовольство железнодорожных компаний, угрожающих отменой низкоокупаемого транспорта.
Пригородные пассажирские компании работают по одной схеме во всех регионах страны. С 2011 года, когда «РЖД» переложили свои обязанности на специально созданные 26 дочерних перевозчиков, местные компании должны были получать от региональных правительств компенсацию за свой труд. Осуществление перевозок убыточно практически везде, но вот выполнить условия договоренности и устранить разницу в доходах и расходах ППК смогли не все области. Камнем преткновения стали претензии региональных чиновников к «непрозрачности» финансовых отношений между местным перевозчиком и «РЖД». Главная статья расходов (80%) пригородных компаний – аренда вагонов у железнодорожной монополии. И стоимость аренды растет с каждым годом.
Саратовская область не относится ни к числу регионов, где перевозки окупаются только за счет пассажиров, ни к субъектам федерации, платящих по счетам вовремя. Так в 2015 году «Саратовская ППК» ожидает от правительства компенсации в размере 250 миллионов рублей, тогда как на сферу перевозок из областного бюджета выделено 156,2 млн. рублей. Вся эта математика ухудшается еще и тем, что на территории области работает не один, а трое перевозчиков, каждый из которых с надеждой ждет субсидий. Перспектива понести семизначный убыток «СППК» очень не нравится. В 2015 году компания отменяет 22 маршрута по сравнению с прошлым годом, оставляя 21 электричку на зимний сезон и 25 на летний.
Возможность переложить финансирование «СППК» исключительно на их пассажиров даже не рассматривается – при такой ситуации стоимость билета будет в районе 50 рублей вместо 15 за десятикилометровую зону. С такой стоимостью проезда электрички не смогут составить конкуренцию автобусам.
Вариантов решения активно шумящей в СМИ проблемы может быть несколько, от самых фантастичных до вполне реальных. К первой категории, например, относится такая ситуация: «РЖД» признает стоимость аренды составов сильно завышенных, Владимир Якунин в знак извинения дарит всем работникам «ППК» по шубе и уезжает жить в глухую деревню, подрабатывая на четверть ставки комбайнером.
Но давайте подумаем, чем действительно может закончиться разразившаяся «эпопея голубых вагонов». Вслед за Вологодской областью, худшим из возможных решений может стать полный отказ региона от электричек. Вместо них покатятся в далекие деревни и поселки раздолбанные ПАЗики и более современные междугородние автобусы, удовольствие от которых при учете дорог в регионе можно описать фразой «живым бы доехать». Многие из пенсионеров, чьи дачные участники находятся в значительной удаленности от города, попросту их забросят – не каждый пожилой человек выдержит двухчасовую автобусную поездку в летнюю жару. Люди, живущие за чертой города и на его окраинах, каждый день направляющиеся в центр на работу и учебу, пострадают не меньше. Отмена электричек сулит им ранний подъем, долгую дорогу и беспросветные пробки.
Несколько дней назад заместитель Председателя Правительства Саратовской области Валерий Сараев предложил создать альтернативного перевозчика на принципах государственно-частного партнерства. По словам чиновника: «Снижение расходов планируется достигнуть за счет создания компании «полного цикла», которая будет перевозить пассажиров и самостоятельно заниматься приобретением и эксплуатацией подвижного состава. В свою очередь ОАО «РЖД» будет получать выплаты на содержание инфраструктуры по утвержденным федеральным Правительством тарифам». Специально созданная рабочая группа в ближайшие несколько месяцев представит свои предложения и разработает финансово-экономическую модель деятельности компании. Сколько времени по факту займут все необходимые процедуры никто наверняка не скажет, а проблемы с транспортными перевозками, судя по всему, требуют немедленного решения.
Но почти наверняка на региональном уровне сделать ничего не получится. В списке должников перед перевозчиками кроме нашей области еще 53 субъекта, 23 не компенсировали расходы местной ППК даже на 50%. В среду, 28 января, премьер-министр Дмитрий Медведев сообщил, что возможно правительство примет решение о выделении дополнительных средств на организацию пригородного железнодорожного сообщения в регионах. В обозримом будущем субсидирование из федерального бюджета выглядит как самый реалистичный вариант. Интересно, не захочет ли правительство проверить, куда пойдут эти деньги и настолько ли оправдана высокая стоимость пригородных перевозок? Нам остается только верить, что голубые вагоны как и раньше будут исполнять свое предназначение, каждый день перевозя тысячи людей всех возрастов и положений из точек A в точки B по всей Саратовской области и других регионах нашей большой страны.

Александр Музалевский