Иногда возникает ощущение, что современные взрослые, заседающие в различных законодательных учреждениях, подвержены приступам ностальгии по своим детским временам, когда перед глазами возвышались абсолютные образцы для подражания. Из этой ностальгии и проистекает вполне естественное стремление воздвигнуть и соответствующие фигуры для современного поколения, которое по умолчанию часто именуется «испорченным». Степень испорченности замерить сложно, поэтому приходится полагаться на опыт наших «думцев», которые, хочется верить, подобными эпитетами разбрасываться не будут.
Вот и появляются законодательные инициативы, согласно которым в российских школах должны появиться «уроки Елены Исинбаевой» или «занятия Александра Карелина», а то уж и совсем неожиданно – уроки гольфа вместо привычных физкультурных экзерсисов. Так и представляется идиллическая картина громадных полей для гольфа, привольно раскинувшихся вокруг обычной городской школы вместо серых «хрущевок», спонтанных автостоянок, недоснесенных ларьков и прочих примет пришкольной местности. Но, впрочем, вопрос не в этом благородном спорте, который, по уверениям законодателей, воспитывает в детях самые разноплановые физические характеристики… Дело в самой идее уроков имени Кого-то…
Хорошо еще, что где-то в недрах министерства образования (или министерства спорта?) погрязла озвученная осенью Евгением Плющенко идея подготовки специальной программы преподавания физической культуры. Хотя, конечно, программа была бы уникальной. Кто еще, в конце концов, подскажет школьнику рецепты фигурного катания с энным количеством болтов в спине? Или поделится секретами оперативного выздоровления и выступления на коммерческих шоу спустя месяц после травмы? Впрочем, подобная программа проходит, скорее, по ведомству шоу-бизнеса, нежели физической культуры.
Новым информационным поводом, призванным подготовить плацдарм для введения подобных уроков, стала попытка министерства образования урегулировать объем и время выполнения домашних заданий. Обеспокоившись загруженностью и усталостью школьников, чиновники министерства выпустили очередной циркуляр, который в очередной раз продемонстрировал, что благородные порывы и реальные результаты далеко не всегда сочетаются друг с другом. Особенно в том случае, если эти порывы призваны навьючить учителя очередной «отпиской», которую ему придется теперь делать, заверяя все вышестоящие инстанции, что ученики младших классов тратят на домашнее задание не более полутора часов, ученики средних классов – не более 2,5, а ученики старших – не более 3, 5. Учитель пишет, министерство радостно рапортует о достижении новой ступени гуманизма по отношению к детям. Все как обычно.
Хотя вопрос не в количестве часов, проведенных ребенком за письменным столом, заваленным учебниками, а в конечном результате этого процесса. И дело не в регламентации, а в том, что сам ребенок должен понимать, хватает ли ему учебного графика для усвоения материала или требуется дополнительное время. Ну, если представить себе такого идеального ребенка…
Но вернемся от нежелательных последствий уроков к ним самим. Каждому хочется приложить руку к воспитанию подрастающего поколения. Ласковое слово и кошке приятно. Женщине – тем более. Поэтому понятно, что Исинбаева приложит все усилия, чтобы урок легкой атлетики, названный в ее честь, прошел на «пять». Только что получат от этого урока обычные школьники?
Философ (и женщина, что сочетается крайне редко!) Ханна Арендт утверждала, что любая идея, претендующая на общезначимость, автоматически становится репрессивной. За пределами далеко ходить не надо. Чего стоит операция «по принуждению к миру», которую неоднократно в различных вариациях разыгрывали защитники мировой демократии (да и не только они)? Вот так же и с уроками. Проблема заключается в том, что попытка походить сразу на всю когорту современных российских «героев» приводит лишь к тому, что утрачивается ощущение «своего пути». Если пытаться бежать во все стороны сразу, то можно просто порваться. Замечательно, когда ребенок находит себе пример для подражания в лице Елены Исинбаевой, но гораздо хуже будет, когда весь класс дружно проникнется ненавистью прыжкам с шестом только из-за того, что пичкать этим легкоатлетическим блюдом их будут каждую неделю.
В конце концов, каждый гениальный спортсмен – это штучный товар. Его на уроках физкультуры, к сожалению, не наштампуешь, а то бы каждый физрук уже имел в своей подсобке несколько золотых медалей от выпускников, а Дмитрий Нагиев из пресловутого сериала претендовал бы на роль современного гуру.
Сомневаюсь, что Исинбаева на уроках физкультуры мечтала бороться а-ля Александр Карелин, а Николай Валуев вряд ли в невинных детских снах видел свои кульбиты на гимнастических снарядах. Залогом их спортивного успеха было умение идти своей дорогой, не отвлекаясь на всевозможные альтернативы и отказываясь от того, что было привычным и даже обязательным для их сверстников. Будет ли такая возможность у современных детей? А вот это уже вопрос.
Как говорил один мудрый учитель: «Всем, кто будет возмущаться, что вы не читали Достоевского, спокойно отвечайте, что Пушкин тоже не читал Достоевского, но ему это никак не мешало».