Игра на опережение. О будущих выборах

0
1761

В июне кто-то уже думает о каникулах, а политический клуб «Аргумент» просто меняет место дислокации, перемещаясь в «Кофе и шоколад» на новой пешеходной зоне.  
Именно там, на очередном заседании клуба был поднят вопрос о том, каким образом современные информационные технологии способны изменить если не мир, то хотя бы проблему явки на выборы, которая стала головной болью уже для поколения политтехнологов.

Первым вариантом ответа на этот вопрос стала презентация мобильного приложения «Мой гид», которое аккумулирует в одном месте сведения о проходящих в Саратове культурных, научных и развлекательных мероприятиях. Авторы разработки не только продемонстрировали принципы работы приложения, но и поделились своими мыслями относительно его использования в избирательной кампании. Не секрет, что для большинства представителей молодого поколения реальность ограничивается набором операций, которые можно совершить с помощью мобильного устройства. Нет в телефоне – нет в природе.

Поэтому не удивительно, что часть потенциального электората просто не доходит до избирательных участков (если предположить хотя бы наличие подобного желания!) просто потому, что не в курсе, где, когда и за кого они смогут сделать свой выбор. Поэтому функция приложения, заключающаяся в подключении интерактивной карты Саратова, способной предоставить информацию об избирательном участке и выработать кратчайший маршрут к нему, была бы не лишней. Сказать, что это привело к повальной явке на выборы – язык не повернется, но шансы определенно улучшит…

Пока суть да дело, несколько гостей политклуба успели установить программу «Мой гид» на свой телефон и параллельно за участием в дискуссии, погрузились в изучение (а может, тестирование?) нового приложения. Ради справедливости стоит отметить, что сведений об очередном заседании клуба «Аргумент» в приложении не нашлось. Впрочем, нахождение ошибок – первый шаг на пути к их устранению.

Не менее интересной оказалась презентация нейропсихологического оборудования. Во всем мире уже широко распространено такое направление, как нейромаркетинг. Под страшным названием прячется понимание того, что многие решения потребителя принимаются не рационально, а на основании нерефлексируемых импульсов.

В конце концов, что такое «выборы» как не подход подходящего политического продукта, удовлетворяющего потребителя по основным критериям? А раз так, то и отработанные в сфере бизнеса технологии не могут не работать. На самом простейшем уровне нейротехнологии позволяют проанализировать, на что смотрит избиратель на рекламных плакатах, как он реагирует на те или иные способы привлечения внимания, а от понимания этого один шаг к тому, чтобы выстраивать избирательную кампанию максимально эффективно. В общем, дожидается технология своих потенциальных потребителей, причем, учитывая скорые выборы, ждать ей, очевидно, предстоит недолго.

Дискуссия, развернувшаяся после презентаций, была посвящена нескольким вопросом, наиболее существенным из которых был: «Нужны ли вообще новые информационные технологии в политике?» Ответ на него, даже при некоторых оговорках, оказался положительным.

Трудности заключаются только в определенной инертности – не только населения, но и самих потенциальных заказчиков информационного контента. Хотя использование аналогичных технологий при организации протестной деятельности вполне демонстрирует тот потенциал, который пока остается не использованным провластными кандидатами.

Да, в настоящий момент времени глупо было бы ожидать, что использование подобных инноваций позволит резко увеличить явку на выборы или станет существенным фактором в победе какого-либо кандидата. Но это сейчас, а вот на перспективу (причем, не такую уж и отдаленную) роль технологий начнет неуклонно расти. Мог ли кто-то предполагать в начале XX века, что радио сможет заменить газеты даже не с точки зрения источника информации, а в качестве средства политического манипулирования? Вряд ли. А вот Франклин Рузвельт с помощью радио выиграл даже не одну избирательную кампанию… Да и вообще, хватало политических лидеров, которые и лидерами-то становились потому, что вовремя успевали ухватить за хвост даже не птицу удачи, а неостановимую турбину прогресса.

Новые выборы будут совсем другими. Просто в силу естественного биологического процесса. Да, на выборы больше ходят представители старшего возраста, а молодежь ими не очень интересуется, предпочитая реализовывать себя с помощью более увлекательных практик. Но законы природы не очень обманешь, поэтому любая молодежь рано или поздно взрослеет, а потом и стареет. Из этого следует, что постепенно к «избирательному возрасту» подойдет как раз то поколение, которое не очень представляет себе жизнь без информационных технологий, поэтому те механизмы привлечения людей, которые сейчас дают десятые доли процента постепенно начнут работать все продуктивнее и продуктивнее.

Когда-то в бумажных газетах была рубрика «Пока верстался номер», куда удавалось воткнуть какую-либо новость, достаточно значимую, чтобы быть напечатанной, но недостаточно важную, чтобы менять и-за нее всю верстку. Пока писался этот блог со времени собрания политклуба, произошло событие, которое уместно было бы поместить именно в эту рубрику. Государственная Дума в первом чтении приняла закон о мессенджерах, причем в этом случае важна даже не суть закона, а его тематика.

Для многих социальные сети только недавно стали элементом повседневности (речь не о школьниках), а тут уже депутатский корпус вынужден заниматься мессенджерами.

Вот так и начинается игра на опережение.