Иван Доронин – из первых Героев Советского Союза!

Фото из открытых источников

16 апреля 1934 года – появилось высокое звание «Герой Советского Союза»!

Обстоятельство появления этого звания никак не связано с военными действиями, но было сопряжено с проявлением группового геройского подвига по спасению людей в Чукотском море, и это грандиозное действие получило название — Челюскинская эпопея!

Отрадно, что одним из первых кавалеров звания Герой Советского Союза тогда стал наш земляк – полярный летчик – Иван Васильевич Доронин!

Одним из главных мероприятий вновь образованного «Главного управления Северного морского пути» (ГУСМП) (1932 г.) стала подготовка и проведение второго (после ледокольного парохода Сибирякова в том же 1932 году) рейса транспортного парохода вдоль побережья Северного Ледовитого океана за одну навигацию. Возглавить эту экспедицию поручили начальнику ГУСМП – Отто Юльевичу Шмидту. В качестве транспортного средства выбор пал на новый пароход «Челюскин», строящийся в Копенгагене (Дания).

Капитаном парохода О.Ю. Шмидт пригласил старого знакомого – В.И. Воронина, с которым выполнил уже три сложных арктических рейса. Несмотря на сопротивление опытного моряка, которому пароход категорически не нравился, Шмидт сумел убедить капитана. С одной стороны, перед «Челюскиным» поставили задачу максимально быстро пройти маршрут из Санкт-Петербурга во Владивосток, а с другой – загрузили материалами и строителями для острова Врангеля, что требовало для выгрузки не менее недели. В состав экипажа включили группу ученых, которым требовалось проводить 8-часовые стоянки через каждые 15 миль. Всего планировалось около 100 таких остановок общей продолжительностью свыше 30 дней!

Выйдя из Ленинграда 16 июля 1933 года, пароход без особых происшествий обогнул Скандинавию и прибыл в Мурманск, где дополнительно погрузили свежие овощи и самолет-амфибию Ш-2 с легендарным пилотом М.С. Бабушкиным.

В принципе, всей экспедиции удивительно везло: благоприятный по своему направлению дрейф делал свое дело – к 4 ноября 1933 года пароход «Челюскин» вошел в Берингов пролив! Прямо по курсу открылся Тихий океан, справа виднелся мыс Дежнева. Если бы не последняя ледовая перемычка, пароход смог бы «полным ходом» идти во Владивосток. Но лед остановил «Челюскин»… Весь экипаж высадился на лед, разобрал шанцевый инструмент и начал вручную драться за освобождение из ледового плена. Это был последний шанс, оказавшийся бесплодной попыткой… Поле сначала замедлило движение на юг…. Постояло на месте…, а затем – пошло вспять! Через некоторое время судно выкинуло (как пробку) обратно через Берингов пролив в …. Чукотское море!!!

Движение льдов неоднократно оказывало сильное давление на пароход. Одно из сжатий в конце ноября было столь сильным, что руководство экспедиции распорядилось выгрузить на лед аварийные запасы. Но, после того как на льду образовались разводья, все вернули обратно на борт. Этот эпизод послужил хорошей тренировкой и проверкой сил. Всех людей закрепили за определенными участками, чтобы в случае необходимости сразу же начать выгрузку по утвержденному графику. Поэтому, когда 13 февраля 1934 года на судно двинулся ледяной вал высотой до 8 метров, все немедленно и организованно приступили к выгрузке. На льду осталось 104 человека, среди них двое детей и 10 женщин. При выгрузке погиб только 1 человек – завхоз Могилевич.

Так начался 2-х месячный дрейф ледового лагеря Шмидта. Именно с этого момента началась легендарная Челюскинская эпопея, по результатам которой и появилось высокое звание – Герой Советского Союза.

Челюскинцы стали дожидаться помощи, но вели себя активно – строили аэродромы, сохраняли дисциплину и веру в победу, выпускали стенгазету – «Не сдадимся!». Отто Юльевич Шмидт читал лекции челюскинцам, проводились партсобрания, все занимались спортом.

Выяснилось, что единственный метод спасения людей со льдины – воздушный. Правительство создало Комиссию по спасению людей. Тем временем 4 авиазвена по разным маршрутам двинулись на Чукотку. Из 12 задействованных самолетов до конечной точки долетела только половина, причем практически одновременно.

Первым 5 марта в «лагерь Шмидта» прилетел летчик А.В. Ляпидевский на АНТ-4 (ТБ-1), совершивший до этого 28 неудачных попыток! Экипаж Ляпидевского примерно представлял, где нужно было искать лагерь челюскинцев, но все это были предположения и искать всё равно пришлось вслепую. Но на 29 попытку он нашел лагерь! Он вывез всех женщин и детей из лагеря.

Затем в лагерь Шмидта самолетам удалось прилететь только через месяц… Погодные условия не позволяли совершать полеты.

Теперь наиболее важной работой для челюскинцев стало сооружение аэродрома. Несколько площадок построили ещё тогда, когда «Челюскин» был на плаву, так как ожидали прилёта самолёта А.В. Ляпидевского. Размеры строящихся в районе лагеря Шмидта площадок под аэродромы составляли всего 600х150 метров, но сил на их подготовку уходило много. Но подготовленные ледяные поля при очередной подвижке превращались в крошево… Положение усугублялось тем, что в наличии имелись только лопаты и три топора. Ломов и кирок не было.

После месячного перерыва к штабу спасательных работ в Ванкарем прилетели экипажи трех авиагрупп: из Хабаровска — М.В. Водопьянов и И.В. Доронин, с Камчатки – Н.П. Каманин и В.С. Молоков, с Аляски – М.Т. Слепнев. С 7-го по 13-е апреля они выполнили два десятка рейсов в ледовый лагерь и вывезли всех челюскинцев. Маврикий Слепнев, также доставил на Аляску заболевшего О.Ю. Шмидта. А летчик С.А. Леваневский доставил доктора к заболевшему заместителю Начальника экспедиции А. Боброву.

Именно эти семеро летчиков и стали Первыми Героями Советского Союза, а впоследствии в 1939 году и первыми кавалерами Золотых Звезд Героев!

Постановлением ЦИК СССР от 16 апреля 1934 года было учреждено звание Героя Советского Союза.

А уже 20 апреля это звание было присвоено летчикам, осуществлявшим спасение челюскинцев.

«Отмечая беспримерную героическую работу летчиков, осуществлявших спасение челюскинцев, Центральный Исполнительный комитет Союза ССР постановляет: Присвоить звание Героя Советского Союза Ляпидевскому А.В.; Леваневскому С.А.; Молокову В.С.; Каманину В.С.; Слепневу М.Т.; Водопьянову М.В.; Доронину И.В.

Итог экспедиции можно обозначить так: плавание «Челюскина» все же подтвердило основные выводы, сделанные на основании похода Сибирякова, о возможности регулярной эксплуатации арктической трассы! И это тоже была победа для страны, как в экономическом, так и геополитическом плане.

А подвиг летчиков-челюскинцев — это подвиг настоящих Героев страны! Символично и то, что звание Герой Советского Союза родилось не на фронтах войны, а в мирной жизни, когда проявить героизм намного сложнее — нет явных противников, никто не угрожает стране и дому, семье, но есть один общий враг — беда, которую необходимо было, кому-то преодолеть и сохранить честь всего советского общества. И свершилось то, чего практически никто не ожидал от страны — она явила всему миру случай беспрецедентного коллективного героизма, и именно это и послужило причиной учреждения нового — особого звания. Тогда в обществе закрепилось такое восприятие финала этой эпопеи – «Герои спасали героев»! Учреждение высокого звания послужило для всего советского народа невероятным эмоциональным всплеском, как патриотических чувств, так и постановкой вопроса лично к себе — а смог бы я так? Тогда все хотели быть похожими на Героев, все мечтали стать Героями, дети стали играть в Героев, наступало время Героев — страну ждали трудные времена.

А для того, чтобы российское общество, и особенно молодежь, больше знало о легендарной Челюскинской эпопее – в 2023 году в Москве был организован Общественный Комитет «Челюскинцы», в который вошли потомки героев-челюскинцев и общественники – представители организаций и историки освоения Арктики. В составе Комитета «Челюскинцы» состоят и потомки нашего земляка – Героя Советского Союза №7 – Ивана Васильевича Доронина.

В 2022 году потомки Героев-челюскинцев обратились с письмом к Президенту России В.В. Путину «о создании памятного монумента героям Челюскинской эпопеи в городе Москве. Отрадно, что Президент России услышал потомков и было принято решение о создании памятника, который будет установлен в Санкт-Петербурге, где раньше, в 30-е годы ХХ века, существовал Парк челюскинцев. Созданием памятника занимается Российское историческое общество во главе с С.Е. Нарышкиным.

Также по инициативе Комитета «Челюскинцы» в рамках проекта «Аллея Российской Славы» созданы бюсты всем первым Героям Советского Союза: Ляпидевскому, Каманину, Молокову, Леваневскому, Слепневу, Водопьянову и Доронину – нашему земляку!

По инициативе Героя России В.А. Шаманова (депутата Государственной Думы ФС РФ) – бюсты героям предложено установить на территории Поклонной горы у Музея Победы, заложив Аллею Героев-челюскинцев!

Осенью 2023 года потомки Героев-челюскинцев были приглашены на съёмочную площадку в г. Долгопрудный, где идут сьемки многосерийного художественного фильма «Челюскин. Первые», посвященного истории Челюскинской эпопеи.

Данный сериал производства кинокомпании Art Pictures Vision по заказу «НМГ Студии» (Шоураннер — Фёдор Бондарчук). Потомки были впечатлены увиденным, а особенно – макетами самолетов и огромным экраном, на котором можно было проецировать любой арктический пейзаж. Удивил и очень тщательный подход ко всем деталям одежды и максимального сходства предметов 30-х годов.

Потомки первых героев Советского Союза пропагандируют подвиг своих дедов и прадедов, проводя уроки мужества в школах и институтах, выезжая в регионы, проводят фото-выставки по теме Челюскинской эпопеи, телемосты с регионами, инициируют установку памятников Героям-челюскинцам, дают интервью телеканалам и на радио. Делают, что могут, в современных условиях.

И даже больше!

Иван Васильевич Доронин

Родился 5 мая 1903 года в селе Каменка Балаковского уезда (ныне Пугачёвский район) Саратовской губернии. В 1920 году поступил на ускоренные курсы морских техников. Осенью нескольким слушателям предложили пройти экзамены в Военно-морское училище, где произошёл большой отсев. Училище выпускало специалистов среднего звена, и Доронин с радостью приступил к занятиям.

Позже в училище пришла телеграмма с предложением перевести несколько курсантов в морскую авиацию. Так Иван Васильевич стал слушателем Егорьевской технической школы авиации, откуда и был переведён в Севастопольскую школу морских лётчиков.

Доронин окончил школу в 1930-м году с отличием и после демобилизации из армии был направлен в общество «Добролёт». Здесь он стал работать в экипаже прославленного лётчика Б.Г. Чухновского на авиационной линии, обслуживающей суда Карской экспедиции.

В конце 1930-го года его перевели в Управление Сибирских воздушных линий, пилотом на трассу «Иркутск – Бодайбо – Среднекан (Колыма)», которая проходила через Верхоянский хребет.

К моменту начала Челюскинской эпопеи И.В. Доронину исполнилось 30 лет и он уже имел 9-летний пилотский стаж и безаварийный налёт в 300 тысяч километров. Неудивительно, что вместе с ветераном якутской авиации В.Л. Галышевым, он был включён в состав спасательной экспедиции.

1 марта 1934 года Доронин с двумя механиками направился во Владивосток, чтобы там присоединиться к отряду Н. Каманина и вместе с ними отплыть на Чукотку. Однако ранее выехавший туда В. А. Галышев сообщил, что Каманин не стал дожидаться якутских авиаторов и отбыл со своим лётным отрядом. Из Москвы поступило распоряжение перехватить в Хабаровске самолёты, двигающиеся по железной дороге с малой скоростью и лететь на Чукотку самостоятельно. Пока они ожидали платформы с техникой, к ним присоединился прибывший из Москвы со своим самолётом экипаж Михаила Водопьянова. Так случайно сформировалась группа лётчиков, состоящая из Галышева с Дорониным на немецких Юнкерсах В-33 и Водопьянова на отечественном Р-5. Руководителем предстоящего перелёта избрали Виктора Галышева, как самого старшего и опытного полярного лётчика.

Из четырёх авиационных групп, привлечённых к спасению челюскинцев, хабаровскому отряду преодолеть наиболее длинный воздушный путь до Ванкарема – около 5 тысяч километров. К тому же, отряд стартовал позже всех – только 17 марта. На этом трудном и долгом пути лётчикам пришлось на себе испытать все капризы северной погоды: сильные ветры, снежные метели, туманы. В бухте Нагаево из-за пурги пришлось задержаться на 5 суток. На базе Каменской посадочную площадку сильно занесло снегом, и кому-то нужно было рискнуть сесть первым, чтобы обеспечить безопасную посадку остальным. Первым приземлился Доронин: ударился о снежный наддув, дал газ, рванул штурвал на себя, снова сел и налетел на другой бугор. Снесло шасси, самолёт лёг на фюзеляж… Выскочив из машины, Доронин с механиками легли на лёд, изобразив запрещающий знак. Галышев и Водопьянов совершили удачную посадку в километре от того места.

Иван Васильевич уговаривал спутников не дожидаться починки его машины и лететь дальше, но те отказались. Общими усилиями за несколько часов они заменили стойки шасси, но за это время началась пурга, которая продолжалась 5 суток. Они жили в фюзеляжах, постоянно откапывая их из снега. Только 4 апреля им удалось перелететь в Анадырь, где по той же причине просидели ещё 6 суток. Таким образом, из 24 суток, прошедших после старта из Хабаровска, 16 ушло на ожидание погоды.

Из Анадыря группа вылетела только 11 апреля, но сразу пришлось снова садиться – отказала бензиновая помпа на двигателе самолёта Галышева. Ремонт предстоял длительный, и Галышев уговорил товарищей лететь дальше без него, так как уже каждый день был на счету – обстановка в ледовом лагере ухудшалась.

Водопьянов с Дорониным решили двигаться не вдоль побережья, а напрямую через Ванкаремский хребет, где в зимних условиях самолёты ещё никогда не летали. Так было опаснее, но зато вдвое короче. Первым вылетел Доронин, погрузивший на борт сварочный аппарат для ремонта машины Ляпидевского, застрявшего в устье Колючинской губы. В 35-ти градусный мороз он успешно преодолел хребет и долетел до побережья у Ванкарема. Приземлившись и выгрузив сварочный аппарат и механиков, Иван Васильевич сразу же вылетел к ледовому лагерю, куда уже вылетели Каманин и Молоков.

Доронин заметил дым от сигнального костра километров за десять. Благополучно сел на ледовом аэродроме, взял на борт четырёх челюскинцев и пошёл на взлёт. Внезапно у самолёта подломилась стойка шасси, повреждённая ещё в Каменском. Все-таки для более тяжёлого «Юнкерса» взлётная полоса была маловата. Расстроенный Доронин отрулил сою машину на край льдины, чтобы не мешать другим лётчикам. За день при помощи зимовщиков ему удалось отремонтировать стойку, но, чтобы не перегружать самолёт, пришлось взять на борт всего двух человек.

Больше Доронину слетать в ледовый лагерь не удалось. Работу по спасению бедствующих людей успешно закончили самолёты Р-5 пилотов Водопьянова, Каманина и Молокова. А Доронин был занят тем, что перевозил спасённых из Ванкарема в Уэлен и бухту Провидения. Всего он совершил 7 таких рейсов и перевёз 30 человек. Первое мая все авиаторы и зимовщики встретили в Уэлене.

После возвращения с Чукотки Доронин поступил на инженерный факультет Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского. По его окончании стал Начальником лётно-испытательной станции Центрального аэродрома им. М.В. Фрунзе на Ходынском поле. При его непосредственном участии проходили испытания всех новых типов самолётов.

В октябре 1941 года авиазавод № 1 был эвакуирован из Москвы в Куйбышев, где возобновил выпуск боевых самолётов. На заводе Доронин возглавлял лётно-испытательную станцию. Когда немцы стали отступать от Москвы, в мастерских, оставшихся на Ходынском поле, решили организовать ремонт самолётов, переименовав их в авиазавод № 30.

Коллектив завода в основном набрали из 14-ти летних выпускников ремесленных училищ, для которых у станков даже ставили деревянные ящики-подставки. И эти ребячьи руки возвращали в строй транспортные самолёты, привозившие после тяжёлых боёв до тысячи пробоин от снарядов, осколков и пуль. Пропуск на фронт им давала лётно-испытательная станция, возглавляемая Иваном Дорониным. Позднее его перевели начальником аналогичной станции на Авиазаводе № 301, расположенного в подмосковных Химках и выпускавшего конструктивно сложные истребители А.С. Яковлева. Такие самолёты требовали тщательных испытаний и доводок. Ответственность за их боеготовность нёс Иван Васильевич Доронин.

В 1947 году И.В. Доронин по болезни вышел в отставку и жил в Москве. Судьба оказалась несправедлива к этому человеку. Имея высшее академическое образование, пять орденов, он даже не получил генеральского звания и был уволен в запас в 44 года.

В отличие от других первых Героев Советского Союза, не избирался ни членом ЦИК СССР, ни депутатом Верховного Совета СССР. Улицы в Москве именами первых героев были названы ещё в 1936-м году, но лишь Доронин удостоился такой чести лишь в 1964 году, через 13 лет после его смерти.

Скончался Иван Васильевич 2 февраля 1951 года в возрасте 48 лет. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Мне, как депутату Саратовской областной Думы, члену Совета Комитета «Челюскинцы» удалось инициировать установку бюста нашему герою-земляку на территории Парка Победы на Соколовой горе. В ближайшее время будет приятно решение о сроках установки и дате торжественного открытия бронзового бюста Героя Советского Союза Ивана Васильевича Доронина.

Увековечение памяти первых Героев Советского Союза – наш святой долг и пример молодому поколению, как нужно помнить о наших предках, о наших героях, о тех, кто выковывал традицию героизма в тяжелые времена, и кто стал ярким символом лучших представителей нашего Отечества.

Вячеслав КАЛИНИН

Справка

В ТАСС анонсировали пресс-конференцию Общественного комитета «Челюскинцы», посвященную празднованию 90-летия челюскинской эпопеи и появлению звания Героя Советского Союза.

Депутат Саратовской облдумы (фракция СРЗП), зампред комитета по делам ветеранов, ветеран боевых действий Вячеслав Калинин вошел в Общественный комитет «Челюскинцы». По словам парламентария, 90-летие челюскинской эпопеи – важное событие в жизни страны. Вячеслав Калинин выступил с инициативой установить в Саратове памятный бюст героя-челюскинца Ивана Доронина.

«Чтить память первых Героев Советского Союза – наша святая обязанность. К тому же в составе великолепной семерки асов, спасавших челюскинцев, был наш земляк, уроженец Саратовской области Иван Доронин», — подчеркнул Калинин.