Издержки восприятия

0
1696

Интересная вещь – динамика новостей. Каждая из них обрисовывает своеобразную синусоиду, сначала резко взлетая на вершину общественного интереса, а потом постепенно растворяясь в мутной воде затухающих сплетен… Если осенью благодатный урожай информационных сообщений удалось собрать флешмобу «Ice Bucket Challenge», сопряженном у с не слишком приятными водными процедурами, то начало весны оказалось связано со спорами относительно того, какого же цвета платье – бело-желтое или черно-синее. Несколько разводов и множество семейных ссор лишь подогрели интерес к процессу выяснения истинного цвета, который достаточно быстро переместился из интернет-форумов в питательные садки «офисного планктона».

Платье интересно даже не само по себе (если, конечно, вы не хотите испортить себе нервы, до хрипа выясняя со своими близкими, кто же из вас дошел до опасной близости дальтонизма) и не означает полного отсутствия новостей. Оно как раз демонстрирует, какой должна быть современная новость, обозначая две характерные черты современного общественного сознания: дефицит тем для общения и тотальное недоверие к политике.

Дефицит тем возникает как раз благодаря расцвету культурного многообразия, когда все больше возможностей, но все меньше желания что-либо обсуждать. Все меньше вещей становятся одинаково важными для представителей разных уголков земного шара, различных социальных групп и национальностей. В условиях пресыщения визуальными эффектами все более востребованным продуктом становится яркость, неожиданность, способность остановить на себе внимание. Так что не нужно думать, что настоящий дефицит – это когда в ближайшем супермаркете неожиданно перестает продаваться сыр «Дорблю». Это просто временные трудности. Сыр ведь можно и завести откуда-нибудь. В крайнем случае, переключиться на отечественных производителей, которые прекрасно изготавливают данную марку сыра путем долговременного выдерживания полученного от производителей продукта в подсобных помещениях. А вот настоящий дефицит – это нехватка идей. Их неоткуда взять и нечем заменить.

Но не каждая идея и подойдет. Сейчас принято не очень доверять политикам, поэтому любая идея, позиционирующая себя как политическая, сразу вызывает подозрения и нежелание ей следовать. Поэтому приходится быть умнее и маскироваться под невинные шалости… В современном информационно пространстве синусоида развития новостей выглядит следующим образом: РАЗВЛЕЧЕНИЕ – СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ – ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОВОД.

Вот, допустим, все то же, не определившееся со своей цветовой ориентацией платье. Сначала – просто развлечение (впрочем, как и любой флешмоб до «Ice Bucket Challenge»), легкий повод для обсуждения, не привязанного к сословному происхождению и интеллектуальному уровню. Через неделю развлечение вдруг неожиданно приобретает социальное звучание. «Армия спасения» выпускает провокационный плакат с изображением избитой женщины в пресловутом серо-буро-малиновом платье, который сопровождается не менее провокационным текстом: «Почему так трудно увидеть чёрное и синее? Единственная иллюзия – это думать, что таков был её выбор. Одна из шести женщин подвергается семейному насилию. Остановите насилие против женщин».

Мимолетный спор о том, почему же все-таки сознание значительной части человечества не в состоянии раскрыть истинную природу вещей, вдруг становится напоминанием о социальных проблемах.
Не за горами и третий шаг волшебного превращения, когда социальный проект приобретет и политическую окраску (это словосочетание как нельзя точнее характеризует суть изменений). В конце концов, почему же нельзя превратить спор о платье в метафору политических разногласий? Вопрос только в том, кто первый перспективность такого шага.

Как только российский политический истеблишмент сумеет оценить потенциал обыденных новостных поводов, то даже пресловутая Ольга Алимова сможет переключиться, наконец, с обсуждения заработной платы парламентариев на более выигрышные темы. В конце концов, вся ситуация с зарплатой «думцев» заставляет вспомнить старый анекдот об устроившемся на работу гаишнике (или, как говорят логопеды, – ГИБДД-шнике), который несколько месяцев не приходил за своим жалованием и искренне удивился на вопрос, почему же он не получает деньги, ответив: «А я думал, что здесь дали палочку, а дальше – вертись, как умеешь!».

Ну что можно «выжать» из зарплатной темы, учитывая, что в кои-то веки, зарплату не повышают, а понижают? А в случае с платьем – такой простор для фантазии. Резвись и либерал, и консерватор.
Можно в принципе даже предположить логику интерпретации данной новости представителями разных флангов политической шеренги и предложить им несколько вариантов. Так сказать, в порядке братской взаимопомощи.

Для консерваторов:
– Какого же цвета платье? Как и либерал – оно разного цвета, в зависимости от воли политического заказчика.

Для либералов:
– Россия при нынешнем режиме как платье: выглядит бело-желтым, а на самом деле – черно-синее.
Дальше остается только положиться на фантазию креативщиков, пиарщиков и прочего разношерстного (и разноцветного) вспомогательного персонала, подъедающего объедки блюд с политической кухни.

И выясняется интересная вещь, что вопрос совсем не в предмете обсуждения, а в том как его подать… В этом смысле многоцветное платье совсем не хуже санкций или ядерного противостояния. Главное – чтобы обсуждение платья не перешло в полоскание грязного белья