Журналист, литературный критик, прозаик Алексей Колобродов в рамках проекта «Свободная среда» рассказал сегодня саратовской публике о Владимире Высоцком.
В конференц-зале гостиницы «Волга» на проспекте Кирова саратовцы услышали факты биографии известного поэта, музыканта, прозаика, актера.
Лектор представил собственную точку зрения на творчество Высоцкого, основанную на тщательном анализе политической обстановки жизни в России. Уточнили и вредные привычки, и социальное положение, характерные для его личности.
До сих пор Высоцкий остается фигурой противоречивой, ускользающей от окончательных трактовок. Главная идея эссе Колобродова состоит в том, что настоящие поэты придумывают не только свой поэтический мир, но создают его вокруг себя, заставляя всех говорить на своем поэтическом языке. Образная и языковая система языка Высоцкого обуславливает и его произведения, и его персонажей.
Одним из таких трендов является «облатнение». Три-четыре альбома из ранних песен, которые он называл блатными, дворовыми романсами, актуализируют именно этот тренд. Стихия облатнения охватила многих в то время: на них влияли послевоенное детство, дворовая шпана.
Слушатели услышали цитаты из песен и стихотворений, цитаты аналитиков его творчества, а также о главном киноперсонаже Высоцкого. Жеглов, по мнению выступающего, набор самых ярких и интересных черт, сочетающих образы мента и блатного при определенном умении пользоваться законом. Так, фундамент фильма– волшебная сказка, миф про Ивана Царевича, у которого есть Серый Волк в лице старшего товарища Жеглова.
Выступающий также продемонстрировал свое отношение к невероятным интерпретациям личности Высоцкого в современной культуре.
«Есть безумные истории в книжках «Высоцкий – суперагент КГБ». В общем это не секрет: он сам об этом говорил, что было даже не сотрудничество, а помощь, обмен информацией наверх, какие-то возможно поручения. Ни о какой агентурной или оперативной работе речи не шло.
Но появляются какие-то безумные книжки, где Высоцкий якобы пытается убить Галича. Есть такие. Интересно другое. Если будет такой «антивысоцкий», очень интересно проследить за аргументацией и интересно понять, как люди воспроизведут эпоху. Хотелось бы, чтобы это было качественно. Любой посыл не лишен какого-то знака, но он ни в коей мере не говорит с пафосом «ах, какой художник, ах, какой поэт».
Если начнут эксплуатировать пародию, то будет скучно. А вот если история будет связана с творчеством и деталями жизни, а Высоцкий не был ангелом, у него были конфликты с друзьями, это будет любопытно», – рассказал Алексей Колобродов слушателям.