Что общего между саратовским ледоколом и «Титаником»? Почему на легендарное судно более сорока лет не обращали внимания? Как допустили гибель корабля прямо возле родного причала?
Редакция интернет-портала «Новости Саратова» решила разобраться в истории первого в мире речного ледокола. Предлагаем вашему вниманию небольшое документальное видео-исследование. Жизнь и смерть саратовского ледокола, пережившего смену веков, но погибшего от равнодушия владельцев.
Какая судьба ожидает легендарный корабль, и удастся ли вновь побывать на его борту без акваланга? Ответы на эти и другие вопросы смотрите в нашем видеоматериале.
Мы не случайно начали наш рассказ про «Саратовский ледокол» — музыкальной темой из «Титаника». У этих кораблей — легенд — много общего. Оба судна сделали англичане. Оба корабля — первые в своем роде. Однако если про «Титаник» известно почти все — судьба «Саратова» овеяна тайной.
Мало кто знает, что своим рождением «Саратовский ледокол» обязан Рязано-Уральской железной дороге. К концу 19 века ветки путей подошли вплотную к берегам Волги. Предприниматели, подсчитав расходы решили, что огромный мост строить дорого, проще заказать особенное судно, способное перевозить вагоны через реку круглый год.
Очень скоро выяснилось, что единственная верфь, способная сделать подобный корабль находится в Англии в городе Ньюкасл. Спустя несколько месяцев в 1896 году на свет появился первый в мире речной «Саратовский ледокол».
Возможности нового судна поражали современников. Два паровых котла общей мощностью в полторы тысячи индикаторных сил позволяли развивать скорость до двадцати узлов и играючи разбивать лед до двух метров толщиной.
Как рассказал интернет-изданию «Новости Саратова» общественный активист Валерий Ковляр, ледокол круглый год перевозил составы через переправу Увек-Покровск, однако после строительства железнодорожного моста через Волгу в тридцатые годы «Саратовский ледокол», за не надобностью, отдали Сталинграду. Спустя всего несколько лет мирный ледокол оказался в самом центре решающего сражения Великой Отечественной войны.
После войны про уцелевший корабль-ветеран вспомнили только один раз, когда потребовалось перевозить конструкции при строительстве моста «Саратов — Энгельс» в 1965 году. Судно попало в кадры художественного фильма «Строится мост» и в кинохроники тех лет. Прошло всего три года — и «Саратовский ледокол», покинутый и заброшенный, пошел ко дну прямо у Энгельсского причала.
Владельцу судна («Мостотряду №8») содержание легенды было не по карману: затопить оказалось дешевле, чем распилить. Есть и более экстравагантные версии: будто бы на заброшенное судно пробрались охотники за цветным металлом и, выдернув медную трубу, создали пробоину.
Так началась подводная жизнь «Саратовского ледокола». В течение двух десятилетий объект привлекал дайверов со всей России. Опытные ныряльщики рассказывали байки, якобы в одном из трюмов поселился огромный сом, а из подводной прогулки можно и не вернуться.
Здесь можно было бы поставить точку. Скорее всего, о старом корыте на дне Волги просто бы забыли, если бы не школьник Егор Кругляк и энтузиасты из общественной организации «Морское собрание». Первый по своей инициативе получил из Англии копии чертежей парохода, вторым удалось заинтересовать реликвией «Русское географическое общество» и правительство области.
Зампред Правительства области Валерий Сараев рассказал интернет-изданию «Новости Саратова», что теперь у первого «Саратовского ледокола» есть все шансы вернуться к жизни, чтобы стать музеем речного флота. Поднять реликвию планируют до зимних холодов, это необходимо для того, чтобы поднять оставшуюся часть корпуса со дна и переправить ее на судоремонтный завод в Балаково.
У судна отсутствует палубная надстройка. Ее будут воссоздавать по английским чертежам. Приборы управления придется реконструировать или собирать из коллекций разных речных музеев. Впереди — тяжелая и затратная работа, чтобы вернуть городу легенду трех столетий.