Последнее время в центральных районах Саратова бытовой мусор, вынесенный жильцами из домов, убирается вовремя, по графику.
С этой задачей на 65% городских территорий вполне успешно справляется МУП Спец Атх. В заводском районе мусор вывозит другое Спец АТХ — «Дорожник». Есть еще почти десяток мелких мусорщиков, решающих локальные задачи отдельных УК. Вывоз этого мусора более или менее своевременно оплачивается жильцами и обе стороны мусорных договорных отношений жили бы в чистоте, «холке и лилейке», если бы в городе не развивалось малое предпринимательство, которое отходы от своей торговой деятельности норовит свалить в общие контейнеры, заплатить за него по-минимуму или не платить вовсе.
Почти в каждом жилом доме в центре города первые этажи арендуют мелкие предприятия и ИП. Так или иначе, их деятельность без отходов не обходится, и хорошо, если они выкидывают из конторских корзинок только черновики договоров и прочую канцелярию да туалетную бумагу из сортиров. Но ведь большинство МП и ИП норовит продать что-то, чаще всего упакованное в картон, и упаковка навалена кучами возле ближайших урн. Как сказал на заседании Общественной палаты г-н Кирилов, отвечающий за экономический аспект работы служб ЖКК в администрации Саратова, сегодня для быстрого развития малого и среднего предпринимательства его субъектам предоставляется указами Президента огромное количество всяческих преференций – и в виде льготного налогообложения, и отсутствие контроля за их деятельностью в течение трех лет, ограничены возможности наложения штрафов за административные нарушения, и запрещены не плановые комиссии в случае отсутствия в работе серьезных нарушений.
Сегодня в городе зарегистрированы 17,3 тыс. малых предприятий и ИП и всего с 2757 из них заключены договора на вывоз мусора. К тому же расчеты построены на заниженных нормативах, которые приведены в несовершенном 89 ФЗ, регламентирующим расчеты за вывоз ТРО предприятиями. Фактически закон описывает взаимодействие коммунальщиков с крупными производственными предприятиями, и методики расчетов вовсе не подходят для малых и средних: ничего, кроме споров между экономистами они не дают. Фактически из 17 тыс. предприятий договора на вывоз ТБО сегодня заключены всего с 4 000, более 12 тысяч МП и ИП гадят под себя бесплатно. Даже не совсем под себя, а под ноги горожан и в их баки, в которых места для бытового мусора к утру не остается. И поймать их за руку практически не возможно, если упаковка от их товара не содержит внутри кассовый чек продавца. А она, как правило, ничего не содержит.
И вот тут оказалось, что Общественная палата оказалась очень востребованной, потому что в Областной думе нет даже профильного комитета, который готовил бы обоснованные нормативы по выводу ТБО от предпринимательских рабочих мест. Сегодня, как сказал Игорь Шопен, эта нормативная база отсутствует, как бы федеральные специалисты не утверждали обратное. Андрей Крупин, председатель комитета по экологии и природоохранной деятельности ОП, тут же поймал его на слове, и поручил до конца года разработать эти нормативы исходя из реальных условий.
После этого можно будет выходить с предложениями на ГД РФ, куда к концу осени начнут собираться аналогичные предложения и от других регионов, чтобы заполнить пустоты в механизме реализации131 ФЗ, К этому времени как раз закончатся сроки действия лицензий предприятий, специализирующихся на вывозе и утилизации ТБО, и новые лицензионные и нормативные работы можно будет объединить во времени. Иначе города и муниципалитеты области зарастут зимой, кроме снежных, еще и мусорными сугробами.
Вот только хватит ли у Общественной палаты полномочий, чтобы отменить преференции малому бизнесу хотя бы в обязанности убирать за собой мусор?