Вчера, 21 мая, состоялась пресс-конференция министра культуры области Светланы Краснощековой по представлению проекта концепции «Музейный квартал» на территории бывших складов Рейнеке.
Бывшие склады Рейнеке являются культурным памятником регионального значения. Они были построены, после того как братья Рейнеке расширили мукомольное производство (1879). Здание, расположенное на пересечении улиц Горького и Рабочего переулка, построено из красного кирпича и имеет интересный архитектурный замысел. Предпочтение данному месту при выборе территории музейного комплекса было отдано не только в связи с большим размером и архитектурой здания. Повлияла его историческая ценность: его история уходит в дореволюционное купеческое прошлое и, в то же время, это здание являлось объектом обороны, важным также для советского периода.
Реконструкцию исторического здания планируют провести под девизом «философия возрождения» — возвращение исторического здания из состояния клинической смерти, летаргического сна. При этом необходимо обойтись без фальсификации – «все подлинное должно быть сохранено», как это было сделано при подобной реконструкции в Москве и Нижнем Новгороде.
План реконструкции сооружения поручено создавать «Архитекторам Асс», которые очень тонко чувствуют музейную архитектуру, и эксперты доверяют им эту задачу, так как они собираются максимально сохранить культурный облик исторического здания, не навредив ему, и при этом приспособить под задачи музейного комплекса. «Все самое ценное, что есть в складах Рейнеке Ассы сохранят» — как сообщила Диана Мачулина, художник и арт-критик ГЦСИ.
С инженерной точки зрения складские сооружения и промышленные комплексы очень подходят для реализации этой задачи, так в них мало окон и зато много стен, на которых можно размещать экспозиции, а также высокий потолок, который крайне необходим для масштабных артефактов современного искусства. Также ворота и широкие проходы обеспечат удобство доставки музейных экспонатов и легкость монтажа композиций.
Как уже было указано в релизе на сайте министерства культуры ранее, культурно-выставочный комплекс планируется создать в рамках трех направлений: этнокультурный ремесленный комплекс, музейно-выставочный комплекс современного искусства и открытый краеведческий музейный фонд.
В настоящий момент вопрос концепции музейного пространства упирается в вопрос органичного синтеза трех указанных выше направлений.
Как показывает опыт музеев, очень сложно сочетать в себе традиционное и инновационное в музейной практике, и эксперты надеются, что общее пространство этнографического и краеведческого отдела проложат мосты к использованию в мастерских современного искусства. Такие примеры уже встречались в мировой культурной практике.
И если музейный формат заложен, то формат институции современного искусства остается открытым. Еще в 2012 году на круглом столе, посвященному теме «Музей XXI века», был задан вопрос, каким общественность видит такую институцию именно в Саратове. Этот вопрос не решен и на данный момент. Так как необходимо уже сейчас определить концепцию будущей площадки современного искусства, решать эту проблему поручат экспертной группе. В нее входят исполнительный директор Московского музея современного искусства Василий Зурабович Церетели, директор Волго-Вятского филиала ГЦСИ Анна Марковна Гор, руководитель мастерской «Архитекторы Асс» Евгений Викторович Асс, архитектор, заведующий кафедрой дизайна СГТУ, председатель Саратовского отделения Союза дизайнеров России Виталий Викторович Кудрявцев, заведующая отделом современного искусства Радищевского музея Елена Алексеевна Дорогина.
Как сообщила Ирина Сосновская, редактор журнала «Диалог искусств» и руководитель проекта по разработке концепции, на данный момент концепций много и они разрозненны. При этом она не ставит задачу придти к окончательному варианту, так как современное искусство само по себе изменчивый феномен, и концепция музейно-выставочного комплекса может меняться и по мере строительства, и модернизироваться в уже созданном пространстве. Поэтому мнение экспертов и широкой общественности будет рассматриваться, и их пожелания будут учитываться.
На пресс-конференции эксперты привели примеры организации ряда музейных площадок, как в России, так и за рубежом, интересные примеры из современного актуального искусства, приемы и методы которых можно использовать на Саратовской музейной площадке. При этом они подчеркнули необходимость найти собственную, оригинальную идею, которая будет характерна именно для Саратова и будет отличать Саратовский музейный комплекс от других подобных центров.
Строительство и переобустройство складов под музейные помещения может занять длительное время. Например, строительство «Арсенала» в Нижнем Новгороде заняло 20 лет. Как отмечает Светлана Краснощекова, у нас нет столько времени. Она предполагает завершить строительство в более короткий срок. При этом уже с сентября нынешнего года начнет работать образовательная программа, которую возглавляет Алексей Трубецков, будут проводиться мастер-классы, воркшопы, выставки. Территория складов уже может использоваться для инсталляций, перфомансов, граффити.
Проект планируется строить за счет инвестиций. По предварительным подсчетам на его реализацию потребуется около 1 миллиарда рублей. Уже в ближайшее время предполагается провести экспертизу фактического состояния здания. При этом Григор Айказян, ведущий архитектор проекта, отметил, что беглый осмотр здания показал, что кирпичная часть находится в хорошем состоянии. Пожар повредил в основном только деревянные постройки.
В июле, после проверки аварийности здания, планируется провести общественный субботник, на котором добровольцы смогут оказать посильную помощь в уборке территории.
Фото Наталья Пронина